Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 22 Сентября 2018

Закон о заказе

Закон о заказе
29 Май 2012 22:21 / Власть

Рассказывать о том, почему для перспективного развития оборонно-промышленного комплекса необходим новый закон о госзаказе, пожалуй, уже ни к чему. Тема эта достаточно по­дробно освещалась как в федеральных, так и в региональных средствах массовой информации, и Государственной думой даже уже принят в первом чтении соответствующий нормативный правовой акт. Вот только, похоже, прежде чем он обретет-таки статус закона, будет сломано не одно копье.

Открывая вчера в Тульском музее оружия парламентские слушания по проекту документа, регламентирующего нормы формирования, размещения, утверждения и исполнения гособоронзаказа, председатель парламентского Комитета по обороне Владимир Комоедов сразу предупредил: сложных вопросов и спорных моментов еще очень много. После принятия документа в первом чтении была создана рабочая группа, как конкретизировавшая отдельные положения проекта и его основные понятия, так и предлагающая совершенно новые статьи.

– Нам нужно уяснить разумность положений и новаций законопроекта, – подчеркнул он, приветствуя участников слушаний. – Только посоветовавшись и обсудив его с вами, уважаемые оборонщики, мы сможем с чистым сердцем принимать закон, который будет многие годы определять правовые отношения в сфере оборонного производства.

Тулякам действительно есть что сказать по заявленной теме: недостатки существующей системы обсуждаются на всех мероприятиях, так или иначе затрагивающих судьбу ОПК. Проблем здесь предостаточно – взять тот же «повисший» венесуэльский контракт, упомянутый губернатором Владимиром Груздевым в выступлении перед законотворцами, представителями Правительства РФ и руководителями предприятий. Есть, по словам главы региона, у нас и вполне четкие представления о том, как в идеале должна работать система взаимоотношений между заказчиком и исполнителем, какие механизмы необходимо изменить и модернизировать.

– В принципе, мы понимаем, в каком направлении нужно двигаться, и готовы к конструктивному диалогу, – отметил Владимир Груздев. – Но мы должны четко представлять, что и как будет работать. Наша оборонка во многом служит локомотивом развития гражданских, смежных отраслей. И безусловно, четкость, понятность и стабильность выполнения гособоронзаказа позволит нашим оружейникам планировать в том числе и научные исследования. Сами понимаете, требования государства повышаются, и мы должны им соответствовать. Но для этого нужен план.

В общем, нельзя сказать, что такого плана на слушаниях так никто и не услышал: после доработки проект закона предусматривает и достаточно серьезную практику мониторинга и контроля, ужесточение ответственности – вплоть до уголовной – за неисполнение и срыв сроков размещения заказа и даже вводит ряд принципиально новых понятий – таких, как приобретение военной и специальной техники. Однако у каждого оратора было что добавить к плодам труда депутатов Госдумы.

Обобщая, можно выделить три сложных момента: качество производимых вооружений, система ценообразования и сроки размещения заказа. Хотя и здесь все взаимосвязано.
Так, в частности, генеральный директор ОАО «Тулаточмаш»  Владимир Филиппов уже ничего, кроме ясности,  не просил.

– Мы не требуем: покупайте то, что мы производим, – скажите точно, что  вам нужно, – сказал он. – Кроме того, о каком качестве может идти речь, когда заказ размещается в мае, а исполнить его требуется в ноябре.

У тульских оборонщиков накипело: Филиппов от имени союза машиностроителей говорил подробно и очень эмоционально. Впрочем, будешь тут эмоциональным, если из уже сформированного заказа каким-то непонятным образом порой вычеркиваются целые позиции, – а предприятия уже и кредитов набрали, и людей пригласили, и технику закупили. А ведь речь идет о серьезных суммах.

Выступавшие следом соглашались: новый закон должен учитывать интересы обеих сторон – заказчика и исполнителя.  Осталось лишь решить, менять ли сложившуюся практику полностью или сосредоточиться на ликвидации «дыр» в уже существующей системе.

Вот первый заместитель председателя Военно-про­мышленной ко­миссии при Правительстве РФ Юрий Борисов уверен, что можно отладить имеющийся механизм. На самом деле формирование и утверждение заказа заканчивается до новогодних праздников, но после Рождества... весь процесс согласований идет по второму кругу.

– Такое ощущение, что заказчики выходят с каникул и начисто обо всем забывают, – возмущался он.

Борисов указал также на невозможность жесткого ценообразования в оборонке. Фиксированную стоимость, регулирующуюся посредством индекс-дефлятора, корректно применять только к уже готовым образцам, для научно-исследовательской деятельности этот принцип не подходит. Обобщение здесь чревато системными ошибками и финансированием никому не нужных разработок, что уже случалось.

По мнению Юрия Ивановича, новый документ должен учитывать эти нюансы, быть может, предусмотрев применение принципа возмещения издержек или установления лимитной цены контракта.

А вот аудитор Счетной палаты РФ Александр Пискунов убежден, что порядок в системе государственного оборонного заказа вполне можно навести, «включив управление активами».

– Тогда мы увидим, как на всех этапах работает каждый бюджетный рубль, – заметил он.
По мнению аудитора, нужно грамотно расставлять приоритеты. В частности, определиться с ожидаемым результатом уже в диалоге заказчика и исполнителей: либо это минимизация цены, либо – достижение стратегических целей. Пока нет консенсуса, не будет и порядка.

Путей здесь может быть несколько – от предложенной Борисовым оптимизации уже имеющегося до разделения балансов бюджета и размещения заказа. Главное – новая система должна быть гибкой и способной к эффективному управлению процессом.

– Мы можем увидеть наш государственный оборонный заказ таким, каков он есть на самом деле, – резюмировал Александр Пискунов. – Вот только готовы ли мы к этому?..
В целом дискуссия на парламентских слушаниях получилась весьма любопытной, даже на взгляд непрофессионала. Возможно, какие-то из высказанных идей  найдут отражение в новом законе.

А состоявшийся по завершении обсуждения визит на промплощадки Туламашзавода и «Щегловского вала» помог депутатам Госдумы составить более конкретные представления о возможностях предприятий ОПК и их потребностях.

Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА


Читайте также

Судьба Тулы – оружейное дело
20 Сен 2018 12:17 / Власть
Празднование Дня оружейника в Туле началось с торжественного мероприятия – открытия на Аллее славы у музея оружия бюста легендарному конструктору-оружейнику, Герою Социалистического Труда Федору Васильевичу Токареву. Читать »
728 новых депутатов
11 Сен 2018 16:43 / Власть
В Тульской области в единый день голосования состоялись муниципальные выборы. И хотя власть выбирали местную – депутатов представительных органов, избирательный процесс затронул почти весь регион: выборы прошли в 64 муниципальных образованиях девятнадцати районов области, работали 589 участков для голосования, более 163 тысяч туляков пришли на участки в минувшее воскресенье и реализовали свое избирательное право. Читать »
«Вконтакте» с жителями
31 Авг 2018 12:16 / Власть
Социальные сети – кратчайший путь до власти. С их помощью легко дойти до самых высоких кабинетов. Так, на сайте «Вконтакте» были оставлены сообщения о том, что в реке Мышеге в Алексине плавает непонятная субстанция. Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 



Предпочтительный формат



da300x250_v5.png

Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды»

Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги»  

Присоединяйтесь к нам Vkontakte

Наш Twitter



банер открытые данные вниз.jpg