Власть

14:20, 06 марта 2013

Искательница профессионалов

Полтора года назад губернатор Тульской области Владимир Груздев возложил ответственность за аппарат регионального правительства и кадровую политику в органах власти на женские плечи – заместителем главы региона была назначена Ольга ТАТАРЧЕНКОВА. О требованиях к чиновникам, непростых решениях и работе в команде она рассказала «Тульским известиям».

Кадры – самые дорогие активы любой компании, уверена Татарченкова. Подбирать специалистов, обучать их и мотивировать на достижение амбициозных задач сложно, но интересно.

– Человеческие ресурсы, как правило, считаются расходной статьей: нужно тратиться на зарплату, отпуска, больничные, стажировки. На самом деле кадры – это основа, не важно, говорим мы о госслужбе или о бизнесе. Мне всегда нравился процесс создания команды, развития коллектива. В этом смысле большой опыт дали компании, в которых я работала вместе с экспатами.

Львиная доля трудовой биографии заместителя губернатора приходилась на розничные сети Москвы и Санкт-Петербурга. В условиях высокой конкуренции нельзя было расслабиться ни на минуту, в этом Татарченкова находила свою прелесть. Тем не менее она оставила родную столицу и пост директора департамента управления персоналом, когда получила от главы региона предложение занять пост в правительстве, при том что изначально речь о высокой должности не шла вообще. Летом 2011-го решиться на то, чтобы перебраться в провинцию и стать госслужащей, было не так уж просто.

– Я ранее работала с Владимиром Сергеевичем, поэтому уже знала его требования, стиль управления. Он довольно жесткий руководитель, но сильный и справедливый. Был бы это другой человек, наверное, я бы никуда и не поехала. Сейчас о выборе не жалею: здесь есть чему поучиться.

Учиться поначалу приходилось на ходу – при формировании новой управленческой команды Татарченкова провела собеседования со всеми сотрудниками органов исполнительной власти, коих насчитывалось, ни много ни мало, 1545 человек.

– Я разговаривала с каждым, с некоторыми даже по два или по три раза. К примеру, сначала встречались с человеком, занимающим ключевую позицию, потом – с коллективом, и прежде чем принять решение, приглашали его еще раз. Был риск ошибки, ведь вполне работоспособный человек не всегда может сразу раскрыть себя.
В правительстве оказалось много действительно профессиональных людей, но был и балласт. О чем говорить, если у людей в кабинетах стояли компьютеры, не включенные в сеть, потому что они ими пользоваться не умели? А деньги получали неплохие.

С тех пор чиновничьи ряды поредели (число сотрудников остановилось на отметке 1111) и помолодели – средний возраст понизился с 45 лет до 41 года. Остались только те, кто готов осваивать новые технологии, повышать квалификацию и… пройти полиграф.

– Любому сотруднику может быть предложено пообщаться с «детектором лжи». Вопросы в основном связаны с коррупцией. Заставить отвечать на них мы не можем, но пока никто не отказывался. Я и сама три или четыре раза в жизни проходила через полиграф – процедура, конечно, неприятная, и беспокойство присутствует, но если уверен в своих действиях, то почему бы и нет?

Кроме того, теперь соискателей на правительственные должности тестируют на знание русского языка, без которого сложно работать с нормативными актами, общаться с гражданами. Также в законе прописано, что право поступления на гражданскую службу имеют только совершеннолетние россияне, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям.
Практика показала, что великим и могучим владеют на приличном уровне далеко не все, даже среди кандидатов на высокие позиции. Впрочем, выбирать есть из кого: после повышения зарплат (минимальная – 25 тысяч, средняя – 41 тысяча рублей) конкурс на рядовые вакансии – 5 человек на место, на кресло руководителя, как правило, претендуют 30–40 человек.

По словам Татарченковой, важным критерием отбора, помимо установленных законом требований, остается блеск в глазах – человек должен хотеть работать в правительстве, остальное – дело наживное.

– Несмотря на то что на государственной службе процессы идут медленнее, действует множество ограничений, в ней есть свои плюсы. Госслужба – особый вид трудовой деятельности. И человек, поступающий на нее, должен быть не просто квалифицированным специалистом, целеустремленным, энергичным и инициативным, но он должен понимать свою роль – служение, основанное на стремлении улучшить жизнь людей.
Приятно видеть, как постепенно удается собрать команду, которая понимает потребности населения и знает, что реально сделать в рамках имеющегося бюджета. Я работаю с обращениями граждан, веду прием и могу сказать, что люди стали доверять власти. Это лучшая награда.

Ирина МИХЕЕВА
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Ашраф Фаттахов
27 апреля 2013
Подбор персонала по критериям эффективности - это и есть главный антикоррупционный фактор в государственном управлении.

На эту же тему