Власть

14:02, 12 декабря 2017

Нескромное обаяние порока

Тулякам рассказали, как и на чем попадаются нечистые на руку граждане

 Арсений АБУШОВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

«Знаете, наверно, жадность – это скверно. Скажем без подвоха, жадность – это плохо…». Незамысловатая песенка из мультфильма «Остров сокровищ» – пожалуй, самый доходчивый рассказ для малышей о том, что жажда наживы до добра не доведет. Но, вырастая, а затем бодро шагая по карьерным лестницам, кое-кто готов прописные истины легко попирать. Вот и сыплются как из рога изобилия сообщения о пойманных за руку коррупционерах.
– С начала года в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции прокуратура выявила более 1700 нарушений. По результатам рассмотрения представлений 330 должностных лиц привлечены к дисциплинарной, а 32 – к административной ответственности, в суды направлено 22 иска, – сообщила старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Тульской области Юлия Молчанова.
Об этом она рассказала на приуроченном к Международному дню борьбы с коррупцией совместном брифинге представителей ре­гио­наль­ного правительства и прокуратуры.
Проиллюстрировать работу собравшимся было чем. На слуху громкие разоблачения этого года: уголовное дело по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере возбуждено в отношении бывшего зампреда комитета по развитию туризма Тульской области. А по подозрению во взятке в особо крупном размере задержан первый заместитель начальника ре­гио­наль­ного управления Федеральной службы исполнения наказаний. Ну а бывшего председателя Федерации профсоюзов, который организовал продажу земельного участка по цене в несколько десятков раз ниже рыночной, суд уже приговорил к четырем годам лишения свободы.
– В ноябре Следственный комитет завершил расследование в отношении бывшей сотрудницы Заокского отдела управления Росреестра по Тульской области и ее сообщниц. Установлено, что фигуранты дела изготовили подложные документы, ставшие основанием для регистрации в собственность 14 земельных участков, находящихся в распоряжении администрации Заокского района. Ущерб составил свыше 21 миллиона руб­лей, – перечислила старший прокурор Молчанова.
Как и на чем попадаются нечистые на руку чиновники, руководители всех мастей и даже не облеченные сколь-нибудь существенной властью граждане? Каждый участник пресс-конференции рассказывает о своей лепте, вносимой в дело борьбы с коррупцией. Так, в главном управлении государственной службы и кадров правительства региона отбор сотрудников ведут на открытой конкурсной основе.
– За последние два года состоялось 162 конкурса на замещение вакантных должностей в органах исполнительной власти и аппарате правительства, а также – на включение в кадровый резерв. В них приняло участие более 700 человек. Кандидатов проверяем как на соответствие квалификационным требованиям, так и на наличие судимости – делаем запросы в правоохранительные органы. Кроме того, устанавливаем подлинность документов об образовании. Ну и проводим компьютерное тестирование соискателей, в том числе и на знание антикоррупционных законов, – пояснил заместитель начальника этой структуры ­Сергей Никольский.
Помимо этого, главное управление еще анализирует декларации о доходах: в этом году таких документов было без малого две тысячи.
Ну и за соблюдением требований к служебному поведению кадровики тоже проследят.
– За этот и прошлый год мы провели 159 проверок. 82 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе двое уволены в связи с утратой доверия, а шестеро предупреждены о неполном должностном соответствии. По итогам мониторингов в 18 госучреждениях с тремя руководителями прекращены трудовые отношения, – сообщил Никольский.
Существенно снижать риски коррупционной составляющей помогают современные технологии.
– Автоматизация позволяет полностью исключить человеческий фактор. Единая электронная очередь обеспечивает прозрачность системы зачисления в дошкольные и общеобразовательные организации, – сообщил министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления региона Ярослав Раков. – Никакое должностное лицо не может ни на что повлиять. То есть коррупционная составляющая ликвидирована. Другой пример: при дистанционном получении государственных и муниципальных услуг исключаются возможные коррупционные проявления со стороны чиновников. Прозрачность, стандартизация и оптимизация процедур, полная обезличенность услуг, возможность самостоятельно отслеживать ход их оказания через сайт «Госуслуги 71» – все это надежные барьеры для мздоимства. В настоящее время на портале можно получить 178 ре­гио­наль­ных и муниципальных услуг в электронном виде.
Тут следует сказать и о возможностях многофункциональных центров (МФЦ), поскольку они выступают бесплатными посредниками между заявителем и инстанцией.
– Основная цель сети МФЦ – исключить взаимодействие граждан с чиновниками. Такую стратегическую задачу – создать комфортную среду для получения государственных и муниципальных услуг на всей территории страны – поставил президент Владимир Путин. И замечу, что теперь для исключения коррупционной составляющей каждое окно в МФЦ оснащено системами видео- и аудио­записи, – добавил министр.
Больше других есть что сказать Александру Бибикову – председателю областного контрольного комитета. Внимание СМИ он привлекает темой закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. По его словам, практика ведомства позволяет выделить целый ряд нарушений. Одно из них – некорректное определение начальной (максимальной) цены контрактов и несоответствие рыночным ценам. Установление заведомо нереальных временных рамок на исполнение контрактов – тоже один из вариантов нарушений. Как и так называемая заточка документации под конкретного участника рынка – это может быть и завышение требований к конкурсантам, и излишняя детализация номенклатуры приобретаемых товаров, и установление надуманных параметров продукции.
– Нарушениями также являются включение в состав закупок товаров, работ и услуг, технологически и функционально не связанных между собой; неоплата со стороны заказчиков выполненных и принятых контрактов; наличие между сторонами конфликта интересов, – перечисляет глава контрольного комитета.
Централизация закупок – одна из самых эффективных мер в ликвидации коррупции в сфере. Без этого обеспечить единый подход было бы крайне трудно. Ведь в области более 1500 муниципальных и госзаказчиков.
Правда, в борьбе с нечистыми на руку покупателями и продавцами есть и другие способы. И представители контролирующих органов заявляют, что сегодня их работа выстроена эффективно: число нарушений снижается, да и грубый, системный характер они перестают носить. Так что пусть детская песенка и незамысловата, но справедливо напоминает, что жадность губит…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий