Власть

16:28, 29 января 2019

Память, которая в нас жива

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Сергей КИРЕЕВ

Свыше 160 крупных экспедиций и более тысячи полевых разведок. Таков результат работы Тульского областного поискового центра «Искатель» за 23 года активной деятельности на полях сражений в нашем регионе, а также в Ленинградской, Орловской, Калужской, Тверской и других областях. Энтузиасты за это время обнаружили и захоронили останки более 3600 советских воинов.

Имена возвращаются
из небытия
На встрече губернатора Алексея Дюмина с представителями объединения говорили не только об итогах 2018 года, но и о планах на 2019-й. Между тем официальному поисковому движению в стране исполнилось 30 лет, напомнил Алексей Геннадьевич, который, кстати, и сам однажды участвовал вместе с «Искателем» в эксгумации останков погибшего на Белевском направлении бойца.
– За этот период поисковые отряды провели колоссальную работу, – отметил глава региона. – Она нацелена в первую очередь на сохранение нашего исторического наследия, на возвращение из небытия имен героев. В 2018-м туляки организовали сто с лишним поисковых разведок и экспедиций, в результате которых удалось найти и захоронить останки 139 военнослужащих, установить семь фамилий солдат.
Представитель отряда «Память» Сергей Никонов, занимающийся архивной работой, рассказал, что следопыты приняли сорок обращений, связанных с установлением судеб красноармейцев и увековечением их имен на мемориальных комплексах. Два обращения поступили из канцелярии Президента России, после которых на Всех­святском кладбище появились две новые фамилии павших бойцов, и теперь туда смогут приезжать родственники.
– При работе с обращениями выезжаем на места боев. И мы столкнулись с такой проблемой: на воинских захоронениях зачастую встречаются ошибки, – поделился Никонов. – В частности, неправильно указаны фамилии или же они на мемориале вообще отсутствуют. Случается, что при реконструкции захоронения изменяют фамилию. Так, на Солунском кладбище в Туле есть братское захоронение, где женская фамилия погибшей санитарки была «переделана» на мужскую. Для полноценной сверки данных о погибших и захороненных в конкретных местах нужно привлекать специалистов. Кстати, много документов о красноармейцах скопилось в военкоматах. И эта информация зачастую еще не размещена в открытом доступе на сайте obd-memorial.ru. В других регионах уже приступили к оцифровке подобных документов. Как результат – стало известно много новых фамилий воинов, а иногда исследователи находили в архивах даже похоронки, которые в свое время не вручили родственникам павших. Нам нужны сканер и доступ в архивы военкоматов.
Белевский почин
В ходе встречи выступил и депутат Тульской областной Думы Николай Воробьев. Он рассказал об инициативе поисковиков, внедряемой в Белевском районе. На его территории насчитывается сегодня 45 воинских захоронений, в которых покоятся около 13 тысяч бойцов РККА.
– В ходе капитальной реконструкции Кургана Славы на въезде в Белев, где ежегодно предают земле останки найденных на «Вахтах Памяти» красноармейцев, родилась идея перенести с воинскими почестями останки из братских могил, которые находятся в бывших населенных пунктах, прекративших свое существование, – пояснил Николай Юрьевич. – На сегодняшний день в результате совместной работы с поисковиками и районным военкоматом мы определили несколько таких братских захоронений. В трех бывших населенных пунктах имеется четыре захоронения: в Погорелом (там две братские могилы, общее число воинов – 104), Старой Колоде (110 бойцов), Башкине (400 красноармейцев). Эти бывшие деревни находятся вдали от других населенных пунктов, а постоянно ухаживать за могилами у других селян просто нет возможности, да и дороги к ним уже заросли. Что касается могил в деревне Погорелое, то военкомат провел всю подготовительную работу, оформил документы, определил место перезахоронения на Кургане. Осталось только главе администрации района подписать соответствующее постановление. Один из поисковых отрядов в план на 2019 год уже включил работу по переносу указанных захоронений на Курган. Но эта работа не на один день и не на один месяц. Есть предложение перенести братские могилы из обезлюдевших деревень в крупные, в те населенные пункты, где есть жизнь, где функционируют школы и где население сможет ухаживать за братскими могилами: в деревни Березово, Ровно, Богданово. Вопрос деликатный и требует обсуждения, ведь необходимо получить согласие родственников. Но ведь им же и будет гораздо удобнее потом на личном или общественном транспорте добираться именно туда, где живут люди.
По словам руководителя центра «Искатель» Дмитрия Куренкова, просто перенос «из ямы в яму» не имеет никакого смысла. Суть замысла такова: необходимо в ходе раскопок досконально исследовать братскую могилу и попытаться собрать о ней воедино массив различной информации. И здесь возможны неожиданности. А вдруг в могиле окажутся останки не 400 бойцов, а 500 или 600? Но допускаться к подобной работе должны профессионалы, обладающие знаниями и навыками археологов, а также антропологов. Специалисты установят пол, характерные прижизненные особенности погибшего. А значит, кропотливый процесс по переносу останков может растянуться на годы. Алексей Дюмин предложил для начала составить карту, на которую следует нанести прекратившие существование деревни, где остались братские могилы солдат РККА.
Губернатор подчеркнул: в следующем году Россия будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Причем это значимая дата для граждан не только нашей страны, но и всех государств, которым эта победа принесла мир.
– Мы должны сохранять память о подвиге защитников Родины, заботиться о наших ветеранах, приводить в порядок мемориалы, – сказал Алексей Дюмин. – Наша с вами обязанность заниматься этой работой не только в преддверии Дня Победы, но вести ее постоянно. А предстоящий юбилей требует от нас особого внимания при подготовке к празднику.  
Алексей Дюмин дал поручение министру молодежной политики Тульской области Юлии Вепринцевой совместно с региональным министерством образования, инспекцией по госохране объектов культурного наследия проработать вопрос о возможности закрепления за каждым памятником и мемориалом юнармейского отряда, который мог бы заниматься их мониторингом.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий