Власть

20:39, 26 марта 2014

В поиске общего знаменателя

 Елена КОЛОБАЕВА
 Сергей КИРЕЕВ

Предприятия металлургии и машиностроения Тульской области суммарно обеспечивают почти треть общего объема промышленного производства и выступают крупнейшими работодателями. В этих отраслях проявляют активность инвесторы, для их развития разрабатываются федеральные программы, увеличивается госзаказ. И в них же, увы, наиболее остро ощущается дефицит рабочих специалистов.

У этой проблемы, что называется, две стороны. С одной – предприятия, основной заказчик «продукции» учреждений профессионального образования. Им нужно определенное число рабочих, владеющих специальностями и не нуждающихся в переобучении на тот тип оборудования, которым оснащено производство.
С другой стороны – те самые учреждения проф­образования, которые долгое время не были избалованы вниманием и финансированием и учили так, как позволяла имеющаяся база и рекомендовал стандарт. Но за годы традиционные профессии изменились: токарь или фрезеровщик на современном производстве – это, по сути, проектировщик и программист, общающийся с компьютером на «ты». 
В период, когда промышленность в регионе развивается опережающими темпами, свести слагаемые к общему знаменателю надо быстро и максимально эффективно. Профильные министерства областного правительства видят выход в широком использовании дуального образования, при котором учащиеся на протяжении всего срока от поступления до диплома регулярно практикуются и оттачивают навыки на предприятии, куда впоследствии трудоустраиваются. Такая система позволяет поймать даже не двух, а трех «зайцев»: образование получает стабильный госзаказ, промышленность – готовых специалистов, выпускники – гарантированную работу.
По этому пути в регионе без подсказок сверху несколько лет назад пошел Тульский машиностроительный колледж имени Н. Демидова. Учебное заведение вложилось в приобретение оборудования, аналогичного тому, что используется на современном производстве, и сегодня не только имеет госзаказ, но и заключает договоры с предприятиями на повышение квалификации работников.
– Примеров такой организации учебного процесса у нас пока, к сожалению, немного, – отметил министр промышленности и ТЭК региона Дмитрий Ломовцев. – Важно, чтобы этот опыт был растиражирован, и не только в Туле. Тогда мы могли бы обеспечить потребности предприятий и взять на себя централизованное обслуживание парка учебных станков, поскольку это дорогое оборудование.
Впрочем, речь идет, конечно, не только о техническом переоснащении. По мнению специалистов минпрома, региону нужна собственная программа кадрового обеспечения базовых отраслей промышленности, разработать которую необходимо совместно с министерством образования и при участии всех заинтересованных сторон.
Этот документ должен учитывать все: от расположения учебных центров в непосредственной близости от действующих производств до создания востребованных специальностей и заполнения «пробелов» в образовательных стандартах.
– Со своей стороны обязуемся подкрепить программу трехсторонними соглашениями между работодателями, правительством области и учебными центрами, которые определят потребность в новом оборудовании для системы профобразования, а также число тех или иных специалистов на пятилетнюю перспективу с учетом развития предприятий, – отметил Дмитрий Ломовцев.
Начало процессу объединения усилий положено: по результатам межотраслевых совещаний и знакомства с возможностями учебных заведений промышленники активно включились в формирование государственного заказа на подготовку кадров, и на 2014 год суммарно он вырос вдвое – до четырех тысяч человек.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий