Общество

00:00, 15 апреля 2017

1952. Газификация. Антисанитария. Стачка

В 1952-м в Туле готовятся прокладывать газопровод, кимовчане становятся горожанами, а в Сталиногорске происходит выступление недовольных рабочих.

Андрей ЖИЗЛОВ
Сергей МИТРОФАНОВ
Сергей ВИНОГРАДОВ

Газ вместо сажи
1952 год был ознаменован началом масштабной программы газификации Тулы. В 1952-м начали готовить проектно-сметную документацию, а уже в следующем году стали прокладывать трубы. Первые тульские газопроводы пролегли по Одоевскому шоссе, улицам Демонстрации, Льва Толстого, Халтурина, Свободы. Первый газ в дома пришел во второй половине 1955 года. Поступал он из Щекина, с газового завода (ныне «Щекиноазот»), и был изготовлен из добытого местными горняками бурого угля.
Газификация Тулы шла ударными темпами: к концу 1960 года голубым топливом обеспечили 13 тысяч квартир и 108 социальных объектов. Помимо комфорта и снятия необходимости покупать уголь и дрова, новое топливо позволило улучшить экологию Тулы: зимой воздух в городе был полон дыма, снег смешивался с сажей, а весенние листья скукоживались.

Кимовск – теперь город
31 марта 1952 года рабочий поселок Московской области Кимовск стал городом. Населенный пункт под названием Михайловка возник еще в XVII веке, в 1926-м он стал поселком Михайловский. В 1943-м в его окрестностях появилась первая шахта, а через пять лет Михайловский стал Кимовском. Вокруг города увеличивалась угледобыча на Гранковском, Зубовском, Новольвовском месторождениях, активно росло жилищное строительство, которое обеспечивали сразу три управления. В 1958 году Кимовский район вошел в состав Тульской области. К 1959 году население Кимовска составило 39 с половиной тысяч человек.

Страдания Дюкло и тульских школьников
Как вы думаете, что может связывать Тулу и руководителя Французской компартии Жака Дюкло? Наверняка сразу же подумаете, что он бывал в оружейной столице или же в его честь у нас назвали, скажем, одну из школ. И ошибетесь. Впрочем, к одной из тульских школ его имя все же имеет отношение, хотя и весьма отдаленное. Итак, расскажем все по порядку. В 1952 году, в период разгула холодной войны, Жака Дюкло во Франции арестовали и отправили за решетку. В его машине обнаружили пару ощипанных голубей (французы их едят) – и этого оказалось достаточно, чтобы полиция сфабриковала дельце, говорится на сайте www.diary.ru. Героя нашей публикации обвинили в том, что он с помощью почтовых птиц (заметьте, убитых!) якобы собирался отправлять некие послания, а в это время, надо сказать, как раз шла демонстрация против американского империализма. И что бы вы думали? За судьбой несчастного политдеятеля следил весь Советский Союз, о нем регулярно писала и тульская пресса. Так, в одном из июньских номеров «Коммунара» появилась гневная заметка об издевательствах в тюрьме «Санте» – о том, что камера Жака Дюкло и писателя Андре Стиля в течение трех ночей наполнялась газом, который, предположительно, шел из канализационных труб…
А при чем же тогда Тула? Да при том, что тульские школьники в 1952-м порой находились почти в такой же неприятной ситуации, что и Дюкло. Дело в том, что в средней школе № 53 ученики тоже задыхались – только от спертого воздуха. Впрочем, хватало и других неприятностей. «В уборных антисанитария», – констатировали газетчики, не вдаваясь в подробности, хотя и без них было понятно, что образовательное учреждение, увы, давно превратилось в зачуханный вокзальный туалет… Какие уж там знания, если вокруг распространяется такое амбре… Более того, полы в школе были грязными, парты не ремонтировали, цветы в коридорах засохли, отопление работало плохо, наглядных пособий – кот наплакал, а спортзал заняли под раздевалку... «Все это некоторые школьные работники пытаются объяснить большим контингентом учащихся. Но ведь в Туле есть школы, где обучается не меньше детей, однако там чисто и уютно. Директору школы Масальцеву надо ликвидировать антисанитарию, создав нормальные условия для обучения детей», – возмущалось издание.

Стачку разгоняли войска
Подъем промышленности оборачивался не только ростом экономики, но и социальной напряженностью. В 50–60-е годы по всему Советскому Союзу происходили волнения рабочих. Какие-то случаи, как в 1962-м в Новочеркасске, получили широкую огласку, но многие так и остались несколькими скупыми строками. Зимой 1952 года в Сталиногорске на одном из заводов произошла рабочая стачка. Что именно стало поводом для выступлений – неизвестно, но масштаб был внушительный: для того чтобы подавить волнения, пришлось привлекать внутренние войска. В отношении зачинщиков стачки и руководителей завода завели уголовные дела.

Трест лентяев и вредителей?
Еще 1 августа 1951 года трест «Тулжилстрой» должен был завершить возведение нового здания горного техникума – отметим, это не просто взятая с потолка дата, а правительственный срок! Однако горе-строители его сорвали. Строительство продолжалось и весной 1952-го! Мало того, план освоения средств за 1951 год представители неторопливого треста выполнили только на 64 процента, а удорожание работ против сметной стоимости составило аж 475 тысяч рублей, негодовал на страницах «Коммунара» секретарь парторганизации техникума П. Ткаченко. Сегодня складывается такое впечатление, что в трест в то время набирали сплошь лентяев и вредителей. Чем можно объяснить тот факт, что башенный кран монтировали 5 месяцев… «Однако использовать его смогли только в течение трех месяцев, во время кладки стен, так как кран оказался установленным не на месте. В настоящее время он бездействует», – сообщала газета в апреле. Раствор и другие стройматериалы люди тягали вручную на третий и четвертый этажи. Тут хочешь не хочешь станешь тяжелоатлетом. То и дело что-то приходилось переделывать. «Были допущены искривления кирпичной кладки стен и колонн». Как вам такой поворотец? А свыше тысячи погонных метров уложенных плинтусов не соответствовали предусмотренному профилю – и их требовалось заменять.
Руководитель треста Гудкова срывала сроки окончания стройки трижды! Скандальный тульский объект привлек внимание замминистра угольной промышленности Шибаева, который обязал Гудкову принять срочные меры к окончанию первой очереди строительства к 20 апреля 1952 года и всего корпуса к 1 августа. «Однако должного перелома до сих пор нет», – горестно говорилось в публикации.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий