Общество

13:54, 18 февраля 2019

1987 Цой, Черномырдин, отравители

В 1987 году в Туле провели первый рок-фестиваль, в Щекине побывал будущий премьер-министр Виктор Черномырдин, а на Украине вынесли приговор семье, на счету которой было сорок отравлений, в том числе и в нашей области.

Андрей ЖИЗЛОВ, Сергей МИТРОФАНОВ
Архив Ларисы ФИРСОВОЙ

Алчность со вкусом яда
В 1987 году была расстреляна серийная убийца Тамара Иванютина, на счету которой было девять насмерть отравленных человек и десятки тех, кому ее яд заметно подорвал здоровье. Впрочем, в процессе следствия выяснилось, что подобными убийствами промышляли и родственники Иванютиной, в том числе в Туле.
Свои преступления Тамара, ее старшая сестра Нина Мацибора и их родители Антон и Мария Масленко совершали из корыстных побуждений или внезапно вспыхнувшей ненависти к людям. Так, главная фигурантка дела отравила первого мужа и родителей второго, стремясь завладеть их жильем. Работая в школе судомойкой и воруя отходы для свиней и кур, Иванютина убила с помощью яда мешавших ей в хищениях школьного парторга и диетсестру. Добавляла отраву и в пищу детям – например, за то, что те попросили остатки котлет для домашних питомцев. Иванютина, равно как и ее родня, использовала для отравлений раствор на основе таллия – жидкость Клеричи.
В 1980 году Антон и Мария Масленко жили в Туле. В ноябре женщина попала в больницу, муж сильно переживал за нее. Однажды в палате Марию навестила сваха, которая потом поделилась с Антоном невеселыми наблюдениями – дескать, выглядит плохо, недолго ей осталось. Деду эти слова не понравились, и он предложил выпить самогона, а когда сваха отвернулась, добавил ей в выпивку яд. Той же ночью женщина попала в больницу и наутро скончалась.
Всего на счету семейства оказалось тринадцать убийств, а отравлений в общей сложности – около сорока. Нину Мацибору приговорили к 15 годам тюрьмы, Антона Масленко – к 10 годам, ­Марию – к 13.
Выступает Виктор Цой
27 и 28 июня 1987 года в Туле единственный раз побывал Виктор Цой. Он приехал вместе с гитаристом группы «Кино» Юрием Каспаряном и женой Марьяной, чтобы выступить на фестивале молодежной музыки «Тула-87», который проходил в снесенном ныне Дворце культуры профсоюзов на Ф. Энгельса. По сути дела, это был первый в нашем городе рок-фестиваль – просто афиша была такой, чтобы не создавать лишней озабоченности партийных и комсомольских органов.
У нас Цой питался чебуреками и котлетами с картошкой, жил в гостиничной квартире от «Тулаугля». Он не только сыграл два акустических концерта, но и вошел в состав жюри, оценивавшего других выступавших – в частности, тульские коллективы. Как вспоминала организовавшая приезд музыкантов «Кино» Лариса Фирсова, Цой произвел впечатление довольно скромного, молчаливого, даже отрешенного человека. Но зрители, конечно, встретили его на ура. Виктор спел прекрасно известные к тому моменту «Последний герой», «Троллейбус», «Попробуй спеть вместе со мной».
Концерты Цоя и Каспаряна обошлись организаторам в 200 руб­лей. Правда, вторую сотню Фирсовой пришлось выбивать у тульских комсомольцев под угрозой написать в газету.
Что же касается фестиваля, то присуждать мест по его итогам не стали, ограничившись списком лауреатов: ими стали группы «Фрагмент», «Квадрат», «36,6» и «Постскриптум».

К нам едет Черномырдин
«Никогда этого не бывало, и вот опять», «будем отстаивать это, чтобы этого не допустить», «и знаю опять, как можно, а зачастую, и как нужно». Высказывания Виктора Черномырдина, занимавшего в девяностые пост Председателя Правительства РФ, крылатыми становились мгновенно. Ими он во многом и запомнился. Но уж точно лишь единицы помнят сегодня, что делал Виктор Степанович в 1987-м в Тульской области. А в тот период он являлся министром газовой промышленности СССР. И однажды по служебным делам прибыл в Щекино – на завод ремонтно-технического оборудования, где, в частности, осмотрел цех турбинных лопаток. Вот как этот визит описывала районная газета «Знамя коммунизма»: «Рабочие и специалисты завода РТО увеличивают вклад в развитие газовой промышленности страны, повышают эффективность работы. Пятимесячный план по реализации товарной продукции они перевыполнили на 121 тысячу руб­лей. Заметно улучшено ее качество. Укрепил свои позиции хозяйственный расчет. Больше стало порядка в сменах и бригадах. Есть у коллектива предприятия резервы, проблемы и нерешенные задачи. О них в основном шел разговор с В. С. Черномырдиным».
В итоге министр посоветовал щекинцам «улучшать организацию труда и внедрять новую технику, больше строить жилья и повышать качество продукции, развивать подсобное хозяйство». Рабочие, надо сказать, особо не деликатничали: заявили, например, что вообще-то не мешало бы улучшить снабжение завода металлом и комплектующими деталями, а также попросили Виктора Степановича ускорить поставку собственно той новой техники, о которой и говорил им сам же Черномырдин. Мол, как же без нее, когда на дворе перестройка? Впрочем, современная техника нужна на производстве в любые времена.

Лесорубы и саперы
Банальная рубка деревьев в Суходольском лесничестве Тульской области в 1987-м могла обернуться трагедией. Но... лесорубов тогда спасли внимательность и чувство самосохранения. А началось все с того, что они заметили в центре ствола на верху дерева невзорвавшийся снаряд немецкой пушки калибра 37 миллиметров. Вот такой «привет» передали нашим землякам германские артиллеристы из далекого 1941-го. Другие горе-знатоки принялись бы бросать находку в костер или крутить-разбирать, чего делать категорически нельзя. Но конкретно в данной ситуации люди поступили мудро, сообщив о «сюрпризе» в горвоенкомат. И вскоре в лес прикатили саперы Тульского гарнизона – гвардии лейтенант М. Ю. Малыгин и рядовой Н. П. Тимофеев. Алексинская районка «Знамя Ильича» так описывала работу военнослужащих: «Воины тщательно обследовали лесистую местность. Опасных для жизни предметов обнаружено больше не было. Осторожно, сантиметр за сантиметром обрубали то место в дереве, где застрял снаряд, извлекая его для взрыва. И они победили: освободили смертельный предмет из тела дерева. А вскоре здесь же, в лесу, в безопасном месте произошел взрыв. Война до сих пор дает о себе знать. В канун праздника Победы в деревне Божениново обнаружена еще одна притаившаяся смерть – мина».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий