Общество

00:00, 24 июня 2017

Амнистия, Чулков, юбилей «Варяга»

Тульская милиция боролась с разгулом преступности, в Ясной Поляне приступил к работе легендарный хирург Чулков, а наши земляки – участники Русско-японской войны получили советские награды.


Андрей ЖИЗЛОВ,
Сергей МИТРОФАНОВ

Воля вышла боком
Годом раньше в Советском Союзе по инициативе Лаврентия Берии произошла массовая амнистия. В соответствии с ней из лагерей на свободу вышли около миллиона заключенных – в основном тех, кого осудили не более чем на пять лет. Дело в том, что с 1947 года были ужесточены наказания за мелкие кражи и в результате количество заключенных в СССР выросло до двух с половиной миллионов. Естественно, содержать их государству становилось все труднее.
Здравую, в общем-то, инициативу загубила массовость. Кто-то, получив небольшой срок, вразумлялся и становился на путь исправления, а иные, наоборот, врастали в преступную среду. В результате Советский Союз захлестнула волна криминала.
В Тульскую область из мест заключения вернулись около трех тысяч человек. Кривая преступности поползла вверх – стало больше хулиганств, разбоев, убийств, изнасилований. Тульская милиция, которой руководил тогда Иван Хлопков, работала в поте лица.
Большим подспорьем стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1954 года, согласно которому усиливалась ответственность за умышленные убийства. В 1954–1955 годах по этому указу в Тульской области расстреляли более ста преступников. Это отрезвило криминальный мир. В 1954-м в нашем регионе совершили на полторы тысячи преступлений меньше, чем год назад, хотя все равно их количество приближалось к трем тысячам.
Активная борьба с преступностью продолжалась на протяжении всего десятилетия. Например, в 1957 году тульские милиционеры ликвидировали разбойничьи банды Беспалова и Матюшкина, а вскоре накрыли и маньяка Скоробогатова – тоже, кстати, из амнистированных: сидел за хулиганство, а потом «переквалифицировался», убив в Тульской и Орловской областях четырех женщин. Разумеется, закончил он свою жизнь у стенки.

Доктор международного значения
В 1954 году главным врачом Яснополянской больницы назначили Игоря Чулкова. На тот момент он работал здесь уже пять лет ‒ заведовал хирургическим отделением.
Уроженец Тулы, Чулков начинал работать токарем на ТОЗе, затем постигал медицину, в том числе под началом знаменитых хирургов Вишневских. Он проявил себя в годы войны, используя в полевых операциях методы своих наставников ‒ местное обезболивание, новокаиновую блокаду, масляно-бальзамические повязки.
Впоследствии Чулков признавался: он рассчитывал остаться в Ясной Поляне всего-то на полгода, а затем продолжить научную работу. Но в результате проработал здесь 40 лет и принес сельской больнице международную славу. Тогда она была медсанчастью двух совхозов ‒ «Яснополянского» и «Ломинцева», обслуживая около 10 тысяч местных жителей. Чулков был человеком строгим, но гуманным ‒ и такое же человеколюбие прививал другим врачам больницы. Он сам сделал тысячи операций и приглашал сюда ведущих хирургов страны. В Ясной Поляне проводились медицинские конференции, здесь образовалась мощная хирургическая школа, и жители области стремились попасть на лечение не в Тулу, а в Чулковскую больницу ‒ так ее прозвали люди. Легендарный доктор был убежден в главном: житель села заслуживает такого же качества медицинского обслуживания, что и горожанин.

Врагу не сдались
Зимой 1954 года в Советском Союзе широко отметили 50-летие подвига моряков крейсера «Варяг», которым, кстати, командовал наш земляк Всеволод Руднев. На тот момент еще здравствовали Иван Ярославцев, Степан Крылов, Адольф Войцеховский и еще дюжина бывших членов экипажа прославленного корабля. Все они 8 февраля Указом Президиума Верховного Совета СССР были удостоены медалей «За отвагу». Надо сказать, что для седовласых «варяжцев» эта награда была не первой. За бой с японской эскадрой их отметили медалями еще в царский период истории – к слову, сегодня они считаются уникальными, редко кто видел не подделки, а подлинники. Несколько лет назад репортерской группе нашего издания сотрудники Тульского краеведческого музея разрешили сфотографировать раритетные экспонаты.
А тогда, в 1954-м, Василий Крутяков, Тихон Чибисов и остальные ветераны ВМФ из Тульской, Астраханской, Воронежской и других областей страны прибыли в столицу. Переезд многим из них, очевидно, давался непросто. Еще бы: кому-то стукнуло уже 80, другим перевалило за 70. Для этих уважаемых людей организовали экскурсии по Москве, их возили на высотные стройки и в театр, показали им новое здание МГУ. Памятные мероприятия прошли и в селе Савино Заокского района, где был похоронен командир «Варяга». У его могилы собрались представители областных и районных общественных организаций, а также те, кому полвека назад Руднев отдавал приказы. Моряки возложили венок к могиле Всеволода Федоровича. Тут же установили чугунную плиту, изготовленную тульскими рабочими, с надписью: «Здесь похоронен легендарный командир крейсера «Варяг» Руднев В. Ф. 1855 – 1913 гг.».
Правда, эту надпись потом и в газетах, и в книгах как только не искажали… А в начале 2000-х
в СМИ прошла информация о том, что якобы в советские времена могила Руднева была разграблена и что пуговица с его мундира до сих пор хранится у одного из жителей села Савино. Так это или нет, еще предстоит проверить дотошным исследователям подвига «варяжцев», коих с каждым годом становится только больше.

Картошка с серебром
В 1954 году в Тульском областном суде проходил громкий процесс. Там слушалось дело некоего Лаврова – рассматривался нелепый эпизод, связанный со спиртным и закончившийся трагедией. Этот человек как-то весной в поселке Криволучье напился и подошел к молодым людям, которые собирались потанцевать и повеселиться. Но он вовсе и не думал, как остальные, пуститься в пляс, а попытался завязать драку. И тогда один из участников молодежной компании по фамилии Проказов призвал Лаврова к порядку. Последний озлобился и ушел. А вернулся с ножом. Отозвал «обидчика» в сторонку от танцевавших и вонзил оружие в область сердца. Удар оказался смертельным… Лаврова обвинили в умышленном убийстве. Вердикт был суровым – наглого преступника приговорили к расстрелу.
Фурор среди туляков произвела и новость о кладе, обнаруженном в августе в деревне Володьково Белевского района. Гражданин В. Е. Кулаков, как информировала газета «Коммунар», опахивал на своем огороде картофель и увидел под плугом кубышку с серебряными монетами времен Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Василия Шуйского и Михаила Федоровича. Всего он их насчитал 640! «В числе монет – четыре со штампом польского короля Владислава IV! – не без восторга сообщал безымянный корреспондент. – Все монеты имеют форму неправильного овала. На лицевой стороне изображение всадника с копьем в руке, на обратной стороне титул и имя монарха».
Не забывали газетчики и бичевать нерадивых районных чиновников. Например, в Веневе они планировали соорудить стадион и водную станцию. «В начале летнего сезона станцию стали строить, сделали два мостика. Один из них вскоре утонул, а в другом провалились доски», – возмущался в СМИ А. Сучков. В фарс превратилась и идея со стадионом. Им в итоге стало всего лишь «поле, на котором поставили четыре столба с перекладинами».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий