Общество

20:12, 18 декабря 2013

Чем меньше разрез, тем больше хирург

Если бы больной посреди операции вдруг очнулся от общего наркоза, то не понял бы, чем, собственно, вызван такой аншлаг в оперблоке? С чего это вместо обычных трех-четырех человек над ним хлопочут полтора десятка хирургов и медсестер? А если бы пациент еще и знал, что все происходящее в его предстательной железе транслируется на киноэкране конференц-зала Тульской областной клинической больницы, то совсем засмущался бы… Но чего смущаться? Ведь теперь благодаря современной технике именно так и проходят мастер-классы, во время которых опытные специалисты передают свои навыки коллегам.

В рамках четвертой межрегиональной научно-практической конференции «Современные достижения лапароскопической хирургии» здесь недавно побывали сотрудники кафедры факультетской хирургии Московского государственного медико-стоматологического университета А. Новиков и К. Преснов. За два дня они провели четыре мастер-класса по различным методикам. Но основное внимание было уделено именно эндовидеохирургической радикальной простат­эктомии.
Главный хирург области, доктор медицинских наук профессор Владимир Марийко, открывая пленарное заседание, заверил собравшихся, что больной, которого столичные коллеги прооперировали накануне, чувствует себя хорошо, да и сегодняшнее вмешательство проходит в штатном режиме. После чего видео с экранов исчезло, уступив место обычным для докладчиков слайдам.
Один из основоположников эндоскопической хирургии в регионе, главный врач областной больницы № 2 Дмитрий Зайцев, пояснил, что современная хирургия стремится к минимизации травмы, а самую большую травму обычно несет с собой обеспечение доступа к нужному объекту. Выражение «Большой хирург – большой разрез» устарело, сейчас чем разрез меньше, тем лучше. И воплотить в жизнь этот актуальный принцип можно только с помощью лапароскопии.
Спектр подобных вмешательств расширяется с 1982 года, когда впервые в мире через небольшой прокол был удален аппендикс. И сегодня уже практически нет такого уголка человеческого организма, куда невозможно было бы войти с помощью лапароскопа. Но, по мнению Зайцева, такие методики остаются неоправданно дорогостоящим способом медицинской помощи, что делает их не столь доступными, как хотелось бы.
В Тульской областной клинической больнице такая операция впервые была проведена в 1992 году, и в дальнейшем этот опыт получил широкое распространение. Ежегодно в лечебных учреждениях нашего региона проводятся 2300–2400 хирургических вмешательств с использованием малоинвазивных технологий. Все свои манипуляции хирурги видят на экране монитора:  их транслирует специальная видеокамера, которая вводится в оперируемую область вместе с инструментами.  
То, что очередная научно-практическая конференция по лапароскопической хирургии была посвящена урологической тематике, не случайно. Малоинвазивные методы уже несколько лет являются коньком областной урологии. Внедрение лапароскопических операций в этой части организма сдерживало забрюшинное расположение органов, на которых надо работать. Но сложность доступа еще не все – в ходе вмешательства необходимо обеспечить тщательный гемостаз, то есть сразу же прекращать кровотечение из поврежденных сосудов. Это стало возможно только с приобретением  больницей совершенной лапароскопической стойки и еще целого ряда сложных приборов на общую сумму 7 миллионов рублей.
Предпочтение эндоскопическим операциям отдается при аденоме предстательной железы, опухолях мочевого пузыря, кистах почек. Конечно, и у таких методик есть свои противопоказания, но, выбирая между полостной и эндоскопической операциями, больные всегда готовы голосовать за последнюю: сроки выздоровления значительно сокращаются, несравнимо меньше болевой синдром.
И все-таки, может быть, главное, чем занимается команда заведующего урологическим отделением Александра Петряева, – помощь онкологическим больным. Это подразделение Тульской областной клинической больницы – единственное в регионе специализированное отделение, где производят вмешательства при раке почки, мочевого пузыря, предстательной железы. Онкоурологи регионального онкодиспансера ведут прием, назначают химио- и лучевую терапию. Первичную хирургическую помощь больные могут получить в ряде районных больниц, а расширенные реконструктивные операции делаются только в ТОКБ. Онкопатология уверенно выходит на первое место в структуре заболеваемости, с которой имеют дело ее специалисты.
Это, конечно, не означает, что злокачественные новообразования приходят на смену всем болезням. Просто раньше  опухоль обнаруживалась уже в такой стадии, что больной попадал не к врачам, а сразу на кладбище. Диспансеризация, скрининговые обследования населения последних лет позволяют выявлять пациентов, которым еще можно помочь. Пять лет назад нереально было найти даже одного пациента с незапущенной формой рака простаты, а в прошлом году в областной урологии выполнили около 40 радикальных простатэктомий.
Лапароскоп, как уверяет Петряев, в случае злокачественности процесса предпочтительней скальпеля не только из-за малокровности вмешательства. Он позволяет тщательно (с увеличением в 5–10 раз) обследовать окружающие ткани, выискивая метастазы. Классические хирургические техники тоже предполагают такие ревизии, но делаются они «от руки на глаз».
Сегодня тульские медики не только успешно осваивают и применяют современные методики ведения  лапароскопических операций, но и с удовольствием делятся накопленным опытом. Потому-то участникам конференции, в числе которых были хирурги, урологи, гинекологи, эндоскописты, анестезиологи-реаниматологи и студенты одного из столичных медицинских вузов, и показывали в деталях всю технологию.
Екатерина ГАРБУЗОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий