Общество

18:50, 31 января 2017

Что лежало на дне Бездонного озера?

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Сергей КИРЕЕВ
 Сергей ВИНОГРАДОВ

Как знать, возможно, этот водоем, расположенный в оружейной столице за патронным заводом слева от автодороги на Венев, когда-нибудь станет очередным тульским брендом и точкой притяжения многочисленных туристов, желающих своими глазами увидеть «подводный холодильник», уже потихонечку обрастающий легендами.

Подводная овощебаза
Говорят, например, что его воды – а глубина там, между прочим, немалая, 25 метров – когда-то давно поглотили церковь… Стоит она реально на дне или нет – сказать не беремся. Но вот то, что там в сталинские времена оригинальным способом… хранили тонны овощей, знаем теперь наверняка.
О существовании Бездонного озера, а самое главное, о том, какие тайны оно хранило, мы узнали, взяв в областной универсальной научной библиотеке толстую подшивку «Коммунара» – наугад – за 1934 год. «В водах озера круглый год хранятся десятки тысяч бочек с огурцами, помидорами и морковью. Такой способ хранения является самым совершенным и наиболее распространенным в европейских странах. Как это делается на Бездонном озере? В специальных клетках, спущенных в воду на метр ниже уровня воды, закладывается до 200 бочек в каждую клетку, – сообщала газета. – При этом способе хранение обходится гораздо дешевле, уменьшается угар и процент порчи. Не требуется ни подвалов, ни ледников». Журналисты добавляли: в 1933 году в водоеме держали 800 тонн овощей, а в 1934-м их собирались опустить на дно до 1200 тонн! Все бы хорошо, но порой не обходилось без досадных ЧП, когда ежегодно при извлечении из клеток бочки срывались и уходили на приличную глубину. По оценкам тогдашних экспертов, в озере за три года их скопилось до 400 – на сумму 31 тысяча руб­лей.

ЭПРОН и «Нептун»
Для «спасения» этих «убежавших» бочек по инициативе тульского военно-морского лагеря была вызвана из Ленинграда водолазная группа ЭПРОН (экспедиция подводных работ особого назначения). Эпроновцы были известны тем, что прежде поднимали со дна Балтики английскую подлодку L-55. Извлекали они и субмарину «Пеликан», затопленную белогвардейцами. В общем, работали, как говорится, по-крупному, а тут – всего лишь какие-то банальные бочки… И все же спецы не открестились от «овощной» спецоперации и поехали в Тулу.
2 августа 1934 года эпроновцы приступили к водолазным работам. За шесть дней они вместе с допризывниками военно-морского лагеря извлекли на поверхность до 300 бочек овощей! «Несмотря на то что некоторые бочки лежали в воде три года, огурцы и помидоры прекрасно сохранились и продаются уже в магазинах, – не без радости сообщали газетчики. – Водолазные работы, помимо спасения ценных овощей, сыграли большую роль для призывников, в этом году уходящих во флот, как практические занятия».
К Бездонному озеру мы отправляемся вместе с самым известным тульским дайвером, директором молодежного патриотического центра «Юнга» им. В. Ф. Руднева Олегом Золотаревым. Он признается: ему удалось узнать, что в 1994 году в водоем ныряли члены подводного клуба «Нептун» Ромуальд Липовский, Владимир Баланюк и Владимир Тарасов. Глубина там действительно фантастическая для наших мест – 25 метров.
– Про статью в «Коммунаре» об огурцах и водолазных работах тогда никто ничего знал. Просто кто-то в клубе рассказывал про людей, слышавших до войны или после нее о том, что у озера якобы находился засолочный пункт и что там хранили овощи, – говорит Олег Александрович. – В общем, история ничем не подтверждалась, все было только на уровне разговоров. Что же в итоге? Дайверы отправились по следам необычной истории с огурцами. Погрузились на дно. И подняли на поверхность отдельные доски от дубовых бочек – какие-то из них, видимо, раскалывались при падении на грунт. Но целых емкостей там уже не обнаружили. Сохранились или нет эти находки сегодня – сложно сказать, клуб-то потом переезжал в новое помещение. Но главное – разговоры подтвердились. Почему бочки в 1930-е годы опускали на дно? Там же постоянно холодная температура. А дубовые бочки достаточно герметичные. Засоленные овощи опускали на дно или нет? Думаю, что соленые. Если пресная вода чуть-чуть попадала в емкость, то испортить товар не могла. Только, может, чуть-чуть разбавила бы рассол. Другое дело – в море. Знаю, что когда на Балтике поднимали коньяк с затонувшего ко­раб­ля, то он в бочке оказался разбавленным морской водой и уже не годился для употребления. А вот шампанское в бутылках нормально сохранялось и даже шло потом на продажу.

Сгорел или сгнил?
Близко подобраться к озеру нам, к сожалению, не удалось – помешали два «с»: сугробы и стая злых собак, просто не дававшая выйти из машины. Пришлось немного дальше проехать по «Веневке» и посмотреть на водоем издалека. Директор «Юнги» Олег Золотарев признался: информация из «Коммунара» вполне может стать частью будущей экспозиции. Наш собеседник уточнил, что планирует подать заявку на получение гранта, направленного на создание в Туле выставки с условным названием «Морская коллекция» или «Тульская морская коллекция».
Как оказалось, наш регион имеет прямое отношение к становлению отечественного флота и подготовке специалистов для него. Олег Александрович, в частности, выяснил, что в 1950-е годы в Туле на реке Упе стоял бронекатер.
– О том, куда он потом делся, должны были знать в ДОСААФ. Возможно, там об этом в архиве хранились отчеты, фотографии и прочее, – сообщил Золотарев. – Нужно оформить те различные морские экспонаты, которые у нас есть в «Юнге», а также напечатать изображения картин, скопировать интересные архивные документы, изготовить модель корабля, поставить деревянный штурвал – его под заказ могут изготовить в Санкт-Петербурге. Экспозиция будет находиться в «Юнге», но можем ее периодически выставлять и в музее оружия, и в музее «Куликово поле». Скоро в стране отметим 350-летие спуска на воду первого русского военного корабля западного образца «Орел», который строился при участии голландцев на Оке в селе Дединово в Подмосковье. Тульские кузнецы обеспечивали корабль всеми необходимыми крепежными материалами. Но ковать якоря туляки отказались, потому что не умели. В итоге их заказывали у других мастеров. «Орел» после спуска на воду дошел до Астрахани. В тех краях шло восстание Степана Разина. В советское время говорилось, что якобы Разин захватил это и другие суда и, видя в них оплот царской власти, сжег. На самом деле были найдены документы о том, что суда не были уничтожены огнем. Их кто-то обследовал, они стояли в протоке, брошенные долгое время. Описано их состояние: ветхие, сгнили и не предназначались уже для плавания. В общем, корабельных историй, связанных с Тулой, много. И о них надо рассказывать жителям области.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий