Общество

17:04, 10 января 2013

Дело мастера

В этой школе звонок не призывает на урок, но ученикам и не требуется приглашения. Они сами спешат занять места за рабочим столом и с нетерпением ждут, какой секрет сегодня им откроет мастер… Идея оружейника Прежде владение оружейным ремеслом обеспечивало туляку не просто достойную жизнь, но и заслуженное уважение. Мастера были в почете, к ним всегда шли ученики. Секреты передавались из поколения в поколение. К сожалению, замечательные традиции города мастеров в наше время стали исчезать. Директор музея оружия Надежда Калугина предложила создать школу тульских мастеров для обучения исконным тульским ремеслам. Знаменитый художник-гравер Иван Щербино разработал проект для реализации этой идеи. – Иван Васильевич представлял себе обширные мастерские, где работают кузнец, гравировщик, чеканщик, резчик по дереву, – рассказывает координатор школы тульских мастеров Денис Коханов. – Каждое искусство должно было изучаться отдельно. Он даже подготовил программы и учебные планы. Идея пришлась как нельзя кстати. В Туле в прошлом году торжественно отметили 300-летний юбилей начала оружейного производства. А музей получил новый просторный дом – здание-шлем. – В помещениях, которые определены под школу, разместились четыре отделения: художественная обработка металла, дерева, изобразительное искусство и художественная керамика, – пояснил руководитель проекта. Возможности музейной библиотеки позволили организовать занятия по компьютерной графике. Педагогами стали члены Гильдии мастеров-оружейников и сотрудники музея. Так, художник и дизайнер Михаил Кадильников обучает ребят живописи, а заведующий сектором реставрационного отдела Сергей Сорокин помогает постигать премудрости художественной обработки дерева и металла. Денис Коханов, мастер художественной керамики, взялся вести класс лепки и гончарного дела. Именно на его уроке нам и довелось побывать. Глиняный секрет …На столе – глиняные свистульки, пушечки и даже внушительного размера ружье. В первых ребячьих работах чувствуется отсутствие опыта, зато есть усердие и желание преуспеть. Пятиклассник Артем, едва сняв куртку и отогрев с холода руки, определяет себе задание – он не успел «подковать» блоху, которую лепил на прошлом занятии. Подошедшие вслед за ним девочки внимательно изучают собственные эскизы ружей, которые им предстоит воплотить в материале. – Пофантазируйте, – предлагает мастер. – Сувенир, карандашницу, подсвечник – вы можете создать все что угодно. Налив воды и взяв в руки глину, юные мастера погружаются в работу. Переходя от ученика к ученику, подсказывая следующий шаг и направляя движения рук, Денис Александрович продолжает рассказ. – Через рисунки, лепку мы изучаем экспозицию музея, нашу историю, – говорит он. – Работу над новым изделием начинаем в зале, где представлены образцы. Ребята смотрят, как действует оружие, где находится та или иная деталь. Развивается конструктивное мышление. Но ведь оружие – это металл и дерево, а здесь глина. Лепи себе, кажется, как из пластилина – что тут думать? Однако в этом и кроется тот самый секрет, владеет которым лишь мастер. – А ружье-то у нас непростое, – лукаво улыбается Денис Александрович. – Смотрите, оно внутри полое… Загадку помогают разгадать ребята: размяв липкую массу, они скатывают ее в тонкие жгуты и, поминутно смачивая водой, «склеивают», придавая нужную форму. Через полчаса на столе перед восьмилетней Виталией поблескивает еще не застывший, но очень похожий на настоящий пистолет слепок. – Любой ребенок должен начать творчество с простейшего, – со знанием дела говорит учитель. – Глина в этом лучший помощник. Сложно сразу браться за дерево или металл, понять эти материалы, освоить резьбу или инкрустации. А лепка позволяет почувствовать образ. Артем тем временем заканчивает лепить блоху и при помощи учителя превращает игрушку в свистульку. Мелодичная трель разносится под сводами высокого светлого класса, возвещая конец занятия. – Скоро нам должны поставить печь, и мы сможем обжигать изделия, – говорит Денис Коханов. – А маленькое помещение в цокольном этаже будем использовать под гончарное дело, чтобы не забывать традиции народных промыслов. Важно, чтобы уроки в нашей школе были разнообразными и интересными для ребят. Шаг в профессию Уникальный образовательный проект в музее заработал сравнительно недавно – в конце сентября. Тем не менее по распоряжению директора приобретено необходимое оборудование, все направления работают, занятия проводятся регулярно, и можно говорить о планах. Их много – от тематического оформления помещения до организации собственных выставок. – Мы обсуждали совместную деятельность с Гильдией тульских мастеров-оружейников, – рассказывает Денис Александрович. – Будем привлекать и работников оружейного завода. Хочется, чтобы дети знали мастеров. Но главное, мы ставим цель – профессиональная ориентация, раскрытие творческих способностей. А это уже серьезная заявка, означающая, что школа тульских мастеров – не просто досуг. Сейчас ведь почти не встретишь молодых людей, стремящихся стать искусными резчиками, граверами и чеканщиками. И оружейники старой закалки понимают, что мастерство может уйти с ними навсегда. Здесь же не на словах, а на деле занимаются возрождением традиции. Постепенно, шаг за шагом. И на занятия приглашают всех желающих от семи и старше. – Очень хотелось бы, чтобы родители занимались вместе с детьми, – говорит координатор проекта. – Ищем такие семьи. 
Елена КОЛОБАЕВА
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА
Все снимки здесь
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему