Общество

00:00, 20 мая 2017

Деньгами не беру, мне за авто обидно

Изменения в закон об ОСАГО вступили в силу. Нововведения устанавливают приоритет так называемого натурального возмещения – в виде ремонта автомобиля – над денежной выплатой. Как отметил директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук, теперь участие страховых компаний в покрытии убытков по событиям ОСАГО будет прямым.


Роман ПЕТРОВ
Андрей ЛЫЖЕНКОВ

– По новому закону информация о каждом ДТП должна изначально пройти через компанию. Кроме того, она еще получает возможность урегулировать вопрос в досудебном порядке. Из цепочки исчезают автомошенники и автопосредники, которые раскручивают компании на нестраховые издержки, а они, по мнению профсообщества, исчисляются десятками миллиардов руб­лей ежегодно. Так будут защищены интересы и автолюбителей, и добросовестных страховщиков, – отметил эксперт.
Разобраться в тонкостях обновленного законодательства и понять алгоритм действий участников ДТП с полисами ОСАГО непросто. За разъяснениями «Тульские известия» обратились к управляющему Отделением по Тульской области ГУ Банка России по ЦФО Дмитрию Новикову.
– Дмитрий Михайлович, в чем суть нововведений и на всех ли автовладельцев они будут распространяться?
– Важный момент: но-
­вые правила будут действовать только для договоров ОСАГО, заключенных после 28 апреля, и в отношении автомобилей, принадлежащих гражданам РФ. А основная цель – улучшение качества клиентского сервиса при урегулировании убытков. Банк России рассчитывает, что приоритет ремонта в ОСАГО будет способствовать повышению доступности этого вида страхования, особенно в проблемных регионах. Вместе с тем в законе напрямую установлены случаи, для которых выплата деньгами сохранится. В их числе, например, полная гибель авто, когда его просто невозможно восстановить. Или если машине нанесен ущерб, превышающий установленный законом лимит страховой выплаты в 400 тысяч руб­лей. Денежное возмещение будет возможно также в случаях причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в аварии, а также повлекшему инвалидность или даже летальный исход. В этих ситуациях бывает важнее потратить положенную выплату на восстановление здоровья или на решение насущных проблем.
– Предусмотрено ли право автовладельца самостоятельно выбрать станцию техобслуживания, куда он сможет обратиться после ДТП?
– Такой выбор будет еще на этапе заключения договора ­ОСАГО. Страховая компания обязана предложить автовладельцу список всех возможных станций техобслуживания – СТО, с которыми у страховщика заключены договоры. Перечень с указанием адресов места нахождения СТО, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой компании – и постоянно поддерживаться в актуальном состоянии. То есть еще до заключения договора ОСАГО автовладелец сможет сам провести своеобразный мониторинг, сравнить сайты разных страховщиков, список станций техобслуживания, с которыми они сотрудничают, и выбрать понравившийся вариант.
– А может ли автовладелец в каком-то случае отремонтировать автомобиль на сервисе по своему выбору?
– Только по согласованию со страховщиком. Для самостоятельной организации ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховой компании нет договора, надо будет получить письменное согласие страховой. В заявлении необходимо указать полное наименование выбранной СТО, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.
– Дмитрий Михайлович, представим, что произошло ДТП. Каковы теперь действия владельца пострадавшей машины?
– После осмотра поврежденного автомобиля и проведения независимой технической экспертизы страховая компания выдаст потерпевшему направление в выбранный сервис на ремонт с последующей его оплатой. При этом СТО должна соответствовать требованиям к организации ремонта. Так, сроки его проведения – максимум 30 рабочих дней, а доступность – не более 50 километров от места жительства потерпевшего или от места ДТП до места ремонта. Преду­смот­рено также сохранение гарантийных обязательств для автомобилей не старше двух лет: их восстановление должно производиться исключительно у официальных дилеров.
– Дискуссия о том, учитывать или нет износ деталей и агрегатов, была долгой. Что в итоге?
– Законодатели пришли к следующему решению: в отличие от денежной выплаты, при осуществлении восстановительного ремонта поврежденного авто не будет учитываться износ деталей и агрегатов. Есть еще одно важное изменение – запрет на замену деталей на запасные части, бывшие в употреблении. Это допускается только по соглашению между страховщиком и автовладельцем, например, когда речь идет о ремонте машин, на которые уже не выпускаются новые запчасти.
– Предусмотрена ли гарантия на авторемонт?
– Минимальный гарантийный срок составляет 6 месяцев, а на кузовные и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, – 1 год. Ответственность за качество и сроки несет страховая компания. При выявлении недостатков проведенного ремонта автовладелец указывает их в акте приема-передачи при получении транспорта от СТО и обращается с заявлением к страховщику.
– Вы сказали, что ремонт на СТО не должен занимать более 30 дней. А если он все же затянется?
– Важно, что за качество ремонта отвечает страховая компания. Если возникнут проблемы, то нужно обращаться с претензией к страховщику. Он обязан рассмотреть жалобу в соответствии с установленным регламентом. Сейчас готовится новая редакция правил страхования, в которой эти требования по организации ремонта будут закреплены. За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки: 1 процент от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков проведения ремонта страховщик будет наказан неустойкой в 0,5 процента от величины страхового возмещения.
– Оставил ли Банк России за собой право наказывать страховые компании, которые будут нарушать новые правила?
– Если страховая компания в течение одного года неоднократно нарушала обязательства, включая обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта, Банк России имеет право ввести запрет страховщику на натуральное возмещение по ОСАГО. Важно понимать, что если страховщик не может организовать проведение качественного ремонта и у него нет договоров с СТО, которые соответствуют требованиям, то он продолжит осуществлять возмещение в денежной форме.
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Ольга
23 мая 2017
С 28 апреля действует новый закон об ОСАГО http://zakonobosago.ru/