Общество

00:00, 03 марта 2018

ЕГЭ строгого режима и «домашка» по ночам

Софья МЕДВЕДЕВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Когда все «домашки» написаны, съедены тормозки, хулиганы получили свой удар книжкой, первых красавиц от души подергали за косички, одним словом, школа закончена, – перед выпускником встают три страшные буквы – ЕГЭ.

Номер вместо имени
Ранним утром школьники направляются в пункт проведения экзамена. С собой – две черные гелевые ручки и паспорт. Можно запастись бутылкой воды и шоколадкой – вот и весь скудный рацион на ближайшие несколько часов.
Первое испытание – уже на входе. Под запретом мобильные телефоны, умные часы и бумажные шпаргалки – на последние рамка, конечно, не среагирует. Выложив все запрещенное, школяр проходит через металлодетектор – и тот все равно предательски пищит. Что поделать, механизм несовершенен и срабатывает от любой металлической вещи, будь то цепочка на шее или ремень.
Для того чтобы представить, что в этот момент испытывает ребенок, вспомните себя в магазине. Вы только что оплатили покупки на кассе, проходите к двери – и тут раздается звон рамки, отслеживающей непробитый товар. Вы сразу становитесь объектом всеобщего внимания, а строгий охранник направляется в вашу сторону со словами: «Покажите сумочку, пожалуйста». Теперь все взгляды прикованы к вам: минуту назад добропорядочному гражданину, теперь – возможному преступнику.
В очередной раз прослушав лекцию о том, что любые вспомогательные предметы на экзамене запрещены, школьники направляются по аудиториям. Списки экзаменантов сверяют по паспортам, зато в кабинетах будущие выпускники «обезличиваются»: на экзаменационных бланках ни в коем случае нельзя указывать фамилию, имя и вообще любые данные, по которым можно понять, кто автор работы. Вместо этого ребенку присваивают номер: 1А, 2В и т. д.
Обычно все эти процедуры заканчиваются к 10 часам, двери кабинетов закрываются, и начинается…

Тихо! Идет экзамен…
Сначала во всех школах, где сдают Единый государственный экзамен, проходит инструктаж. Школьникам рассказывают, как правильно заполнять бланки ответов (их, как правило, два, но при необходимости можно взять дополнительный). Общая информация для всех: название предмета и его условный код, код образовательного учреждения, где проходит экзамен, номер аудитории. Также ребятам напоминают, что запрещено переговариваться друг с другом и передавать любые вещи: даже если перестала писать ручка, у соседа ее просить точно не следует. На подготовительные процедуры уходит примерно 15–20 минут.
Думаете, что пора начинать экзамен? А вот и нет. Теперь время распечатки контрольно-измерительных материалов, то есть заданий. Еще несколько лет назад их привозили на пункт проведения экзамена в специализированных конвертах, которые раздавали учащимся – и сразу же начинался экзамен. Теперь, перестраховываясь от утечки материалов, задания привозят на дисках, которые распаковываются перед началом экзамена. Их загружают в компьютер прямо в аудитории, здесь же КИМы распечатывают на принтере. Подготавливают задания сразу для всех и раздают, когда все экземпляры отпечатаны. А в это время у 15 школьников есть время прогнать в голове формулы или вспомнить таблицу Менделеева.
И вот материалы розданы. Время начала экзамена фиксируется на доске – можно приступать. Задания школьники выполняют под пристальным взглядом не только наблюдателей, но и видеокамер. Следят даже за тем, как ребенок устроился: лежит ли рука на парте или под ней, есть ли в его фигуре что-то такое, что может выдать: тут спрятана шпаргалка. Наблюдатели сопровождают школьников до туалета и следят, чтобы, отлучившись под физиологическим предлогом из аудитории, они не воспользовались подсказками.
В среднем экзамен длится четыре часа, но покинуть его можно и раньше – если уверен в правильности ответов.

Родительский день
Для того чтобы родители смогли познакомиться с процедурой госэкзамена, в Туле уже второй год подряд проводят день сдачи ЕГЭ родителями. Папы и мамы из разных муниципалитетов прошли путь своих детей, будущих выпускников, ‒ от металлодетектора до экзаменационной аудитории. Главная цель акции – показать и взрослым, и детям, что государственный экзамен – не страшная «баба-ЕГЭ», а обычное, не самое страшное в жизни испытание, на котором нужно просто показать знание предмета.
Мнения родителей разделились: одним «прелюдия» к экзамену показалась затянувшейся, других смутили вездесущие видеокамеры, а третьи спокойно ответили на восемь предложенных заданий и облегченно выдохнули. Но все как один заявили: готовиться к экзаменам надо лучше и больше.

_________

«Ох, сегодня опять столько задали!» – жалуется маме семиклассник, еле волоча за собой портфель, набитый учебниками и тетрадями. «Не берегут детей!» – думает мама второклассницы: на часах полночь, она делает аппликацию. А куда деваться, если ребенок за день в школе устал так, что прилепить листки цветной бумаги к картону уже нет сил? Но правда ли в школе сейчас нагружают так, как это кажется на первый взгляд… «ТИ» спросили у педагогов.

– О школьной нагрузке сейчас почему-то говорят с сильным преувеличением, – считает учитель Ольга Маслова. – Конечно, в некоторых классах есть и седьмые, и восьмые уроки, и дополнительные занятия для подготовки к экзаменам. Находятся школьники, которые засиживаются за домашним заданием до полуночи, а наутро не могут от усталости связать двух слов. На это могу сказать одно: детей просто необходимо учить планировать свое время.
Выехать на простой зубрежке сейчас не получится – нужно понимать предмет. К сожалению, многие родители по старинке заставляют детей учить наизусть параграфы по истории или биологии, а в итоге у ребят в головах не откладывается практически ничего. А ведь куда эффективнее просто прочитать параграф раза три-четыре и еще раз пробежать по нему глазами перед сном.
Педагоги считают, 5–6-класснику для выполнения домашнего задания достаточно трех часов. Полезно каждый час прерываться минут на 15. И, к слову, время суток очень даже влияет на работоспособность. Ни один организм, тем более детский, не выдержит решения задачек ночью. Лучше всего успеть сделать «домашку» засветло. Можно прий­ти из школы, пообедать, устроить небольшой перерыв – и вперед, за уроки.
Ольга Маслова рекомендует:
– Составьте вместе со школьником расписание дня: пусть он сам выберет, когда и какие задания ему начать выполнять. Обратите внимание, что сложные задания или, например, заучивание стихов не нужно откладывать в долгий ящик. Каждый день оставляйте время для прогулки и здорового полноценного сна. В погоне за хорошими оценками не стоит перегружать ребенка дополнительными заданиями и походами к репетитору, если он лишь немного «плавает» по тому или другому предмету.

________

Помочь или не мешать учиться?

Родители не могут постоянно находиться рядом со своим ребенком, помогая справиться с трудностями, поэтому очень важно научить его самостоятельно справляться с ними, уверена педагог-психолог Наталья Власова.

Но что мы видим в реальной жизни? Многие родители, выслушав рекомендации педагогов и психологов, приступают к «совместному» выполнению домашних заданий. Движимые исключительно лучшими побуждениями, они практически не отходят от своих детей, делают все задания вместе с ними.
Есть другая модель поведения: когда мамы и папы предоставляют ребенку полную самостоятельность при подготовке уроков и оставляют за собой лишь контроль конечного результата. В этом случае ребенок остается  с трудностями один на один. Не справившись с ними с первого раза, он не двигается дальше и начинает воспринимать в целом домашнюю работу как непосильный труд. Как результат – время выполнения уроков затягивается до ночи, а школьник быстро учится использовать фразу «нам ничего не задавали», чтобы скрыть реальное количество заданных уроков.
Домашние задания нужны для того, чтобы ребенок приучался к самостоятельности, чтобы учился верить в себя и свою способность решать поставленные задачи.
– Я часто слышу, как родители сетуют на то, что их ребенок несамостоятельный, пассивный, не умеет сам собираться, ошибается в домашних заданиях и именно поэтому приходится ему помогать или даже все за него делать. Но если портфель со всеми принадлежностями собирает мама, оберегая свое чадо, то это становится ее каждодневной задачей, а не его.
Но золотая середина, та допустимая грань участия родителя при выполнении домашнего задания существует, уверена специалист.
– Если у ребенка возникли трудности и он просит и готов принять вашу помощь, помогайте. Но не до этого момента! – настаивает Наталья Власова. – Разделите задания на те, которые ребенок может сделать самостоятельно (чтение, понятные упражнения на повторение уже изученного материала), а оставшиеся, более сложные, пусть делает, когда вы будете рядом.
Большая ошибка писать все задания полностью сначала на черновике, а потом переписывать. Скорость выполнения невысокая, времени проверить не остается, уставший полусонный ребенок  допустит новую ошибку и вызовет лишь ваше негодование.
А ребенку в любом возрасте нужны не отрицательные эмоции родителей, а поддержка, искренняя заинтересованность в его успехах.
Поэтому ориентируйтесь на свое чутье, при необходимости обращайтесь к специалистам и верьте в то, что ваш ребенок справится. А если нет – то он должен знать, что ему есть к кому обратиться.
Так стоит или не стоит помогать делать уроки? Стоит помогать, а не выполнять задания за ребенка, тем самым отбирая возможность вырабатывать в себе самостоятельность и ответственность, а также чувство собственного достоинства, ведь вместе с этим у школьника повышается самооценка. 
Задача родителя – реагировать, откликаться на просьбы о помощи, если ребенку непонятны задания. И эта помощь должна быть в виде небольшой, наводящей на правильную мысль подсказки, что позволит ребенку развивать мыслительные способности, а главное, научиться справляться с  поставленными задачами и почувствовать  вкус успеха.




Ирина Шорохова, 9-й класс:
– Не знаю, кому сейчас легко в школе. Может, первоклашкам. Я уже в девятом классе учусь, в этом году экзамены, поэтому только на подготовку домашнего задания уходит минимум 6 часов. Прибавьте к этому 7–8 уроков в школе и хотя бы часов 6 сна. В чистом остатке получаем 4 часа внешкольной жизни. Из них 1,5 – это утро. То есть ни на друзей, ни на общение с родителями времени почти не остается. Радует только то, что школа – это не на всю жизнь.

Софья Костомарова, 7-й класс:
– Раньше мне казалось, что в школе очень много задают на дом. Но к седьмому классу я поняла, что все зависит от того, каким образом спланирован мой день, насколько внимательно слушаю учителя на уроке. Бывают дни, когда задают неимоверно много, а бывает, что тема легкая и остается только повторить материал. Многое зависит от того, сколько узнали на уроке и насколько сложную тему мы проходим в данный момент.

Артем Кунц, 6 лет:

– Сейчас я хожу в школу будущего первоклассника. Мне нравится на уроках. И дома с мамой я пишу в прописи, рисую, а потом на улице гуляю. А мои друзья, которые уже учатся в школе, сейчас мало на улице гуляют, они подолгу уроки делают.
Но меня это не пугает, я все равно очень хочу в школу. Кроме сложных заданий, там много всего интересного. Хочу, чтобы мне купили портфель, дневник, тетрадки и карандаши.

 Ярослав Абушов, 2-й класс:
– Учиться? Легко! У меня очень хорошая учительница Нина Павловна Дедова: она строгая, но справедливая и хорошо объясняет. А еще со мной уроки – домашнее задание – делает бабушка. Кроме английского языка: с ним помогает мама. Английский – это, наверное, самый сложный школьный урок для меня: там приходится много всего запоминать, но не в этом проблема. Не всегда понятно, почему так нужно писать или говорить, а не иначе. А еще английский язык почему-то очень быстро забывается. С другими уроками такого не бывает.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему