Общество

12:32, 14 марта 2019

Если дома капель...

Арсений АБУШОВ
Елена КУЗНЕЦОВА

Когда после непродолжительного отсутствия дома хозяйка квартиры верхнего этажа 5-этажки Галина Ткачева обнаружила на кухне вокруг холодильника внушительных размеров лужу, первые ее подозрения были, что агрегат сломался и теперь придется выделять из семейного бюджета немалые средства на покупку нового. Но на технику пенсионерка грешила зря: холодильник был исправен, а прохудилась крыша хрущевки.

– Что произошло на самом деле, я поняла, когда глаза кверху подняла. Плитка на стене стала отходить, обои на стыке с потолком отклеились. Случилось это в феврале, когда первые оттепели настали. Я быстро, что называется, два и два сложила, и сомнений в причинах «потопа» у меня не было, – рассказывает Галина Васильевна, замечая при этом, что соседке в квартире рядом повезло и того меньше.
У той, мол, не только водопады по стенам, но и балкон в период оттепели в бассейн превращается.
– Не поверите, я по-настоящему опасалась, что балкон мой под тяжестью воды рухнет, – подтверждает та самая менее удачливая соседка Галина Черкасова. – Сейчас-то показать нечего, кроме насквозь промокших деревянных балок: они еще высохнуть не успели, а вот снег с крыши уже весь сошел. С балкона я тазами все перетаскала. Еще литр воды или около того собрала на кухне – тоже с потолка налило.
Впрочем, в доме 26-б по улице Серебровской свою историю о разверзающихся хлябях и героических подвигах по сохранению имущества может рассказать каждый жилец пятого этажа. В шутку они сами себя называют спасателями на общественных началах, потому как не первый год ведут неравный бой с внезапно появляющейся водой в квартирах, не давая протекать ей этажами ниже. Хотя прецеденты были. Да и в подъездах потеки доходят до третьего этажа.
Кровлю в доме латают из года в год. Правда, это всегда заплатки. По словам Галины Ткачевой, которая здесь живет с 1977-го, капитального ремонта крыши ни разу не проводилось.
– В нашей управляющей компании мне посоветовали обратиться в фонд капремонта. А там нам рассказали, что дом стоит в плане на 2026 год. Но ведь к тому времени стены совсем отсыреют, – жалуется Галина Васильевна. – У нас сосед полностью за свой счет сделал замену кровли над всей квартирой, но и это ему не помогло. И все его труды насмарку.
Таких многострадальных домов, как этот, по области немало. И с наступлением оттепели специалисты проекта «Народный контроль. ЖКХ» из года в год фиксируют всплеск обращений на горячие линии.
– С середины января к нам поступило уже больше двух десятков жалоб. В большинстве своем они пришлись именно на время оттепелей. Сейчас, когда снег с крыш практически сошел, и звонки на эту тему тоже стали сходить на нет, – рассказывает руководитель центра общественного контроля ЖКХ Анастасия Дементьева. – Но, уверяю вас, как только погода изменится, если вновь пойдет снег, люди опять начнут обращаться с этой проблемой.
Эксперты отрасли замечают, что ситуацию усугубляет отсутствие гарантии на текущие работы.
– Если фонд капремонта меняет кровлю, то тут гарантийные обязательства прописаны законодательно. И срок их – пять лет. То есть если в течение этого времени крыша прохудится, подрядчик обязан за свой счет устранить проблему. А вот в случаях с ремонтами УК таких обязательств нет. В теории управляющая компания вправе потребовать у подрядчика гарантий, но это дело хозяйствующих субъектов, а не требование Жилищного кодекса, – отмечает эксперт проекта «Народный контроль. ЖКХ» Александр Музланов.
Так как же быть? В случае, если протекла кровля, первое, что следует сделать собственнику квартиры, – обратиться в свою УК. Представители компании обязаны вый­ти на место и установить причины, а следом – устранить саму проблему. Если же управляющая компания мер не принимает, тогда пострадавшей стороне нужно пойти в местную администрацию с жалобой.
– Администрация создает комиссию с участием представителей УК, ГЖИ, фонда капремонта, если в доме проводился таковой, а если посчитает нужным, то и общественников. Вместе они определяют, кто в ответе за ситуацию. А случаи бывают самые разные. Так, на одном из домов в Туле на улице Первомайской после капитального ремонта протекла кровля. Когда комиссия вышла на место, оказалось, что виноваты в том вовсе не подрядчики фонда капремонта, а «специалисты» УК, которые сбивали наледь с крыши с помощью топора. Этим инструментом и были проделаны огромные дыры в крыше, – с возмущением рассказывает Анастасия Дементьева.
Следующий этап – комиссия определяет ущерб, нанесенный собственнику жилья протечкой. Составляется акт, на основании которого пострадавшие вправе требовать возмещения убытков. Если же виновная сторона делать это отказывается, тогда у потерпевшей есть право провести независимую оценку и обратиться в суд.
Впрочем, специалисты отмечают, что большинства протечек кровель можно было бы вовсе избежать, если б УК по всем правилам исполняли свои обязанности.
– Не устаю повторять: фонд капремонта может делать безупречные кровли, но пока управляющие организации не начнут убирать снег, прочищать желоба, искать засоры в стоках и устранять наледи – ничего так и не изменится: протечки будут продолжаться, – настаивает гендиректор фонда капитального ремонта Константин Лопухов.
«Снег выпал – иди чистить!» – этот посыл Лопухов предлагает не только объявить лозунгом каждой УК, но и воспринимать его как алгоритм действий, чего пока обслуживающие организации не делают. Это утверждение он иллюстрирует статистикой: по его словам, порядка двух десятков новых так называемых снегозадержателей, установленных на домах после капремонта, в этом году слетели с крыш, не выдержав снежного натиска.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий