Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 21 Августа 2019

Это мы сейчас проверим

Это мы сейчас проверим
13 Май 2019 14:03 / Общество
Подготовила Ирина Мельханова
Иллюстрация Михаила ЛЕОНТЬЕВА

«Когда я пришел, все так и было!». По сути, к такой позиции сводится сегодня большинство возникающих между продавцом и покупателем споров о причине возникновения дефектов приобретенного товара.
И действительно, зачастую «на глаз» совершенно невозможно оценить правоту той или иной стороны. Потребитель уверен, что пользовался товаром исключительно аккуратно, ничем не провоцируя его поломку. Изготовитель или продавец вправе подозревать, что вещь использовалась не по назначению, что и привело ее в негодность.
Определить достоверно, забивали ли вы гвозди компьютером, испортился ли ваш зонт от дождя и кто «шил белыми нитками» черный парадный костюм, в спорных случаях призвана третья сторона. Но и тут нередко возникают вопросы.
О том, чье мнение может быть признано решающим в споре о причинах возникновения недостатков товара, чем отличается проверка от экспертизы и, главное, кто за все это должен платить,  – рассказывает консультант рубрики – начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тульской области Надежда Андрианова.

Покупателю

Согласно ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) в случае обнаружения потребителем в товаре недостатков и обращения с соответствующими требованиями к продавцу, тот обязан принять товар и в случае необходимости провести проверку его качества.
Проверка качества товара – это определение соответствия товара установленным требованиям силами продавца и за его счет. Ее проведение никакими нормативными документами не регламентируется.
Поэтому проверка качества товара производится в соответствии с обычно применяемыми условиями. Проводят ее уполномоченные представители продавца (изготовителя), например, сотрудники магазина, в котором товар был приобретен, или специализированные сервисные центры по поручению продавца. По итогам проверки выдается акт, свидетельствующий о ее проведении.
В случае если потребитель не согласен с результатами проверки качества товара, возникает спор о причинах возникновения недостатков товара. Разрешить его можно путем проведения независимой экспертизы.
Экспертиза проводится по требованию потребителя.

При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация, импортер) обязан провести экспертизу с соблюдением трех принципиальных условий:
> за свой счет;
> на базе специальной экспертной организации с привлечением про­фес­сио­наль­ных специалистов;
> с выдачей по итогам заключения или акта экспертизы.

Например, потребитель требует вернуть деньги за неисправный товар. Продавец проверил качество товара и считает, что недостатки возникли по вине самого покупателя. Потребитель с таким решением не согласен, следовательно, между ним и продавцом возник спор о причинах возникновения недостатка, а значит, продавец должен организовать проведение экспертизы и оплатить ее.
Экспертиза проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона «О защите прав потребителей» в зависимости от предъявляемых потребителем требований:
по устранению недостатков товара срок проведения экспертизы не может превышать 45 дней;
в части замены товара экспертиза проводится в течение 20 дней;
если речь идет о возврате уплаченной за товар денежной суммы, соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, максимальный срок проведения составляет 10 дней.
Закон предоставляет потребителю право присутствовать как при проверке качества, так и проведении экспертизы. О таком желании лучше уведомить продавца (изготовителя, уполномоченную организацию, импортера) письменно.
В случае несогласия с результатами экспертизы потребитель вправе оспорить такое заключение в судебном порядке.
Все вышесказанное отнюдь не значит, что «клиент всегда прав».
В случае если эксперт установит, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец (изготовитель) не отвечает, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы. Такими расходами будут являться документально подтвержденные расходы по оплате непосредственно проведенной экспертизы, а также расходы, связанные с ее проведением (хранение и транспортировка товара).
В соответствии с Законом экспертиза товара проводится продавцом, если на товар установлен гарантийный срок. В отношении товара, гарантия на который отсутствует, потребитель вправе самостоятельно обратиться в специальные экспертные организации и оплатить проведение экспертного исследования.
Если специализированной экспертной организацией установлено, что недостатки в товаре возникли до передачи его потребителю, продавец обязан возместить все расходы, понесенные в ходе ее проведения.
Экспертиза является необходимым доказательством в судебном процессе, так как без нее в большинстве случаев крайне проблематично бывает установить правоту одной из сторон разбирательства. Именно экспертное мнение нередко имеет в суде решающее значение.

Продавцу

Как приобретающей, так и реализующей стороне следует четко знать, каким образом распределяется бремя доказывания при возникновении претензий по качеству приобретенного потребителем товара.
Так, в Законе прописано, что если на товар установлен гарантийный срок, то продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Однако если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, то потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Отвечает продавец и за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, только в этом случае уже потребитель должен доказать, что дефекты возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.
Продавцу необходимо учесть, что в отличие от экспертизы проверка качества товара не является его обязанностью и проводится по его усмотрению. Способ осуществления проверки, статус лиц, непосредственно осуществляющих ее, и проверяемые вопросы законом не регламентированы, а расходы, понесенные продавцом, ни при каких обстоятельствах не подлежат возмещению потребителем.
Так как именно на продавца возложена обязанность по проведению экспертизы товаров, на которые установлены гарантийные сроки, следует понимать, в каких случаях такое исследование может быть назначено.
Проведение экспертизы может потребоваться, если:
> возникло разногласие между продавцом и покупателем о причинах возникновения недостатка. Продавец обычно утверждает, что виноват потребитель, а покупатель доказывает продавцу, что его вины нет;
> возникла необходимость определить причины образования недостатка в товаре;
> необходимо определение соответствия качества товара нормам и стандартам, которые действуют на всей территории Российской Федерации;
> определяется качество товара на основании проведения лабораторных испытаний и соответствующих исследований;
> оценивается качество товара при наличии недостатков внешнего вида;
> определяется процент уценки товара или его рыночная стоимость при наличии недостатков.


Читайте также

Качество начинается после ремонта
13 Авг 2019 11:14 / Общество
Первую остановку в ходе рабочей поездки в Суворовский район губернатор Алексей Дюмин сделал в открывшейся в июле после капитального ремонта детской поликлинике центральной районной больницы. Напомним: поручение привести в порядок помещения глава области дал в 2018 году. Тогда для этой цели привлекались внебюджетные источники финансирования. Теперь пришло время проверить, что и как было выполнено. Читать »
12 Авг 2019 16:46 / Общество
Мальчишкам – хоккей, девчонкам – фигурное катание! Совсем скоро эти детские мечты воплотятся в реальность, потому что в Ефремове в парке имени Бунина приступили к строительству спортивного комплекса с ледовой ареной. Читать »
Встретимся на «Спартаке»
12 Авг 2019 16:44 / Общество
Большое зеленое поле, гаревая дорожка, хоккейная коробка, турники – на щекинском стадионе «Спартак» в любое время года можно найти себе спортивное занятие. Пусть сейчас и лето, даже в понедельник под легким дождем здесь, бросив рюкзаки в качестве ворот, гоняют мяч. Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
  da300x250_v5.png






Предпочтительный формат

 

Присоединяйтесь к нам Vkontakte

Наш Twitter