Общество

18:04, 14 апреля 2015

ФАС уполномочен предупредить

 Арсений АБУШОВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

В их ведении – контроль над исполнением конкурентного законодательства крупными торговыми сетями, отслеживание госзакупок и надзор за соблюдением СМИ рекламного правового поля, а также правил игры ведущих участников рынка страхования... С солидных предприятий и спрос соответствующий: штрафы могут исчисляться как сотнями тысяч, так и миллионами рублей. Примеры журналистам привели на пресс-конференции Тульского управления Федеральной антимонопольной службы.

Аббревиатура ФАС хоть и ассоциируется с созвучной ей командой кинологов, но эта служба вовсе не карательный орган. Ее работа носит предупредительный характер, хотя нередко контролеров и вынуждают прибегать к жестким мерам.

Укротить не в меру настойчивых
«Безобразной» назвал ситуацию со страхованием автогражданской ответственности в Росгосстрахе глава Тульского УФАС Юрий Елагин.
– Дополнительно к страхованию автомобиля фирма предлагают заключить договор на страхование жизни, здоровья, имущества… да чего угодно, – рассказывает Юрий Владимирович. – К нам поступал шквал заявлений, и поныне история продолжается. Ситуация очень напряженная, ведь навязывание услуг – недопустимая вещь. Поскольку Росгосстрах занимает доминирующее положение, контроль за ним осуществляем мы. Сначала выдавали этой компании предписание прекратить подобную практику, но нас проигнорировали. Мы их оштрафовали на 800 тысяч рублей.
Однако страховщик посчитал действия региональной ФАС неправомочными и обратился в суд с протестом.
– В Росгосстрахе утверждают, что не нарушают антимонопольного законодательства. Дескать, они не навязывают услуги, а просто настойчиво предлагают их, за людьми же остается право согласиться заключить дополнительный договор или отказаться от такового, – саркастически замечает начальник отдела товарных рынков Мария Фаткина. – Однако такая позиция суду убедительной не показалась: арбитраж Тульской области полностью поддержал региональное УФАС.
Тут следует отвлечься от пресс-конференции и заметить, что многие автовладельцы в преддверии запланированного на 12 апреля повышения стоимости ­ОСАГО столкнулись с тем, что немало компаний под разными предлогами отказывались оформлять страховку до этой даты по более низкой цене. Резон фирм ясен: базовый тариф по «автогражданке» теперь повышен на 40 процентов, при этом до 20 процентов расширяется коридор, в рамках которого страховщики могут устанавливать свои ставки. Нередко в фирмах заявляют об отсутствии бланков. Однако если клиент соглашается на заключение дополнительных договоров по страхованию, то заветная бумага появляется как по волшебству.
Возникли проблемы с Росгосстрахом – добро пожаловать в антимонопольную службу, под чьим надзором находятся лишь игроки, доля которых на рынке превышает 20 процентов. Если сложности с фирмами поменьше, следует обращаться в другое ведомство: функцией контроля над страховщиками наделен Центробанк.
– Я хочу обратить внимание земляков на то, что согласно Кодексу об адми­нистративных правонарушениях, любое должностное лицо, которое отказывается оказать услугу или навязывает дополнительные, связанные с обязательным страхованием, может быть оштрафовано на 50 тысяч руб­лей, – акцентировал внимание журналистов глава Тульского УФАС.

Добровольные рекламные дружины
Антимонопольщики посетителям всегда рады. У них, как они сами шутят, есть свои добровольные дружинники – знатоки Закона «О рекламе»: бдительные граждане и студенты-юристы, которые приходят в службу и рассказывают о нарушениях, допущенных в публикациях.
– Основные замечания касаются 24-й статьи закона, регламентирующей рекламу медицинских услуг. Речь идет о предупредительной надписи, которая либо требованиям не соответствует, либо вовсе отсутствует, – рассказывает начальник отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы Альбина Шамардина. – Многие компании всяческими способами пытаются уклониться от этой надписи, полагая, что это и не реклама вовсе. Нередко фирмы утаивают часть существенной информации. Например, обещая предоставить кредиты по низким ставкам, умалчивают о подводных камнях. Немало нарушений, связанных с недостоверной рекламой, условиями приобретения товаров, акциями… Один ретейлер объявил рекламную акцию на год, предлагая за покупки купоны, которые потом можно выгодно обменять на акционные товары. По факту акцию завершили через 3–4 месяца, и люди, включившиеся в проект, остались ни с чем. Компанию ждет штраф.
– Но больше всего к нам обращаются с жалобами на СМС-рекламу. За 2014 год их поступило 228. Мы оштрафовали более 70 юридических лиц в общей сложности на 1 миллион 634 тысячи руб­лей, – подхватывает эстафету Юрий Елагин. – Многим ведь приходили сообщения типа: «осталось чуть-чуть, и вы выиграете «мерседес». Расследование по таким делам чрезвычайно сложное. Мы не можем определить конечного распространителя рекламы, или он вообще оказывается за пределами страны. Потому основная часть заявлений остается без результата. Для более успешной работы в этом направлении ФАС России разработало программу, которую устанавливают на мобильные телефоны с разрешения их владельцев. Так появляется возможность реагировать более оперативно.

В их власти – контроль над властью
Эту свою функцию в службе называют «специфическим контролем». Речь идет о надзоре за деятельностью органов власти, которая влечет различные ограничения конкуренции.
– Самый большой процент нарушений антимонопольного законодательства дают органы власти, – замечает руководитель Тульского УФАС. – Наиболее распространенные ошибки – установление излишних требований к документам, которые необходимо представить для получения муниципальной услуги, неверная трактовка органами самоуправления Закона «О защите конкуренции»… В минувшем году нами рассмотрено 78 таких дел и выдано 68 предписаний.
Впрочем, специалисты уверяют, что подобная картина характерна для всей страны: свыше 50 процентов всех нарушений в России приходится на управленческие структуры.
– С прошлого года в России действует закон о госзакупках. В 2014-м нам пожаловались более 260 человек на нарушения в этой сфере, и только 9 процентов из них были признаны обоснованными. Сегодня по итогам первого квартала уже более 30 процентов жалоб мы можем назвать правомочными. То есть квалификация людей по вопросам ненадлежащего исполнения процедур закупок в рамках 44-ФЗ значительно выросла, – констатирует Елагин. – Кстати, теперь на нас возложена обязанность и по контролю в сфере Гособоронзаказа. Заявления, связанные с повышением цен на оборонную продукцию, к нам уже начали поступать. Но и это еще не весь наш новый функционал. ФАС передают обязанности по ведению реестра недобросовестных поставщиков при проведении конкурсов, аукционов по распределению земельных участков.

Требуются профессионалы
– Дружить мы готовы со всеми, да и многие с нами тоже хотят поддерживать добрые отношения, – говорит глава регионального ФАС. – Но можно про антимонопольную службу и вовсе забыть. Что для этого нужно? Не нарушать конкурентного законодательства. А для этого в нем необходимо разбираться, грамотно им оперировать. Проблема в том, что в наших вузах, в научных институтах дистанцировались от процессов совершенствования этой экономической сферы. Я бы хотел обратиться к руководителям предприятий, общественных организаций, чтобы они поспособствовали подготовке специалистов антимонопольного законодательства. Это очень объемная профессия, находящаяся на стыке юридических и экономических наук. Она должна быть востребована, потому что каждому крупному предприятию нужен такой специалист, который предуп­реждал бы руководство о возможных последствиях в результате неверных действий. Ведь большая часть нарушений происходит просто от незнания. В России уже создано 20 кафедр, готовящих профессионалов конкурентного законодательства. Мы делали попытки открыть специальность по нашему направлению в тульских вузах, но, видимо, одних наших усилий недостаточно, – резюмирует Юрий Елагин.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий