Общество

11:09, 07 декабря 2018

Каждому времени – свой праздник

Андрей ЖИЗЛОВ

С ходом времени меняются все внешние атрибуты жизни – от одежды и причесок до ассортимента магазинов и общественного транспорта. Меняют облик, конечно, и праздники.

На переломе эпох
Во времена Российской империи официальные праздники появились у тульских рабочих только в 1897 году. Именно тогда царский закон установил список «неприсутственных» дней, в которые рабочим непременно полагался отдых. В основном это были православные праздники – тринадцать непереходящих и переходящие, в основном связанные с Пасхой и Великим постом. Также в число «неприсутственных» входили Царские дни – праздники в честь рождения императора, его супруги и наследника, их тезоименитств, коронации и восшествия Николая II на престол.
Список новых советских праздников установили в 1918 году. Их было значительно меньше: 1 января (Новый год), 22 января (день 9 января 1905 года), 12 марта (свержение царизма), 18 марта (день Парижской коммуны), 1 мая (день Интернационала) и 7 ноября (день Пролетарской революции). Параллельно вплоть до середины 30-х годов боролись со старыми праздниками. Например, в декабре–январе в Туле действовали агитационно-пропагандистские бригады «для антирождественской работы».

От пережитка до реабилитации
Порой случается так, что хорошо забытый атрибут вдруг обретает новую жизнь. Так, например, было с елкой. Исследователь тульского быта Владимир Шариков рассказывает, что до Октябрьской революции хвойные деревья украшали на Рождество по большей части только католики и лютеране, а у православных это было не принято. С началом Первой мировой войны елки и вовсе запретили, посчитав их вражеской немецкой традицией. А потом – революция, Гражданская война, искоренение пережитков прошлого, к которым отнесли и невинную новогоднюю традицию. Лишь в 1935 году праздник возродили, а елку вернули людям, причем и под это подвели идеологию: мол, раньше вокруг нее хороводы водили только дети «хозяев жизни», а теперь она приходит в гости к ребятишкам из рабочих и крестьянских семей. Хотя так и было на самом деле.
Особенной была в Туле встреча Нового 1942 года. Считаные дни назад удалось отбросить немцев от города – и уже была налажена торговля елочными украшениями, подарками, игрушками. В Пионерском сквере – он располагался напротив детского универмага на Советской – установили елку. Это, кстати, была новая традиция – она укоренилась уже в пятидесятые годы.

Сорокаградусная минералка
Горбачевская антиалкогольная кампания приобретала порой причудливые формы. Вместо того чтобы бороться с пьянством, решили искоренить потребление алкоголя вообще – даже в разумных формах и объемах. Естественно, первыми под удар попали праздники. Например, пропагандировались безалкогольные свадьбы – упор делали на то, что первая брачная ночь нетрезвых супругов оборачивается «пьяным зачатием» ребенка с врожденными проблемами здоровья. Вместо шампанского и вина новобрачным и гостям предлагалось под крики «Горько!» чокаться сосудами с газировкой или чаем. То же самое касалось и любых банкетов, и даже посиделок в узком кругу.
Естественно, эту странную инициативу обходили кто во что горазд. Одни разливали по чайникам коньяк, другие наполняли бутылки из-под ситро шампанским, а из-под минералки – водкой, третьи разливали спиртное из привычных бутылок под столом или в укромном уголке. К 1987 году безалкогольные праздники сошли на нет, хотя до сих пор некоторые свадебные агентства предлагают такие сценарии – но добровольно, для любителей экзотики.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему