Общество

20:39, 02 февраля 2015

Хорошая теория Евгения Ларкина

 Михаил ЯКОВЛЕВ
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Сегодня любого человека можно научить управлять хоть космическим кораблем, если запастись терпением и временем. Но как ускорить курс подготовки, не снижая ее качества? Ответ на этот вопрос предложил тульский ученый Евгений Ларкин.

Один из великих физиков XIX века Густав Роберт Кирхгов как-то сказал: «Нет ничего практичнее хорошей теории». Это крылатое выражение превратилось в девиз Евгения Васильевича, которому он следовал при разработке концепции когнитивных технологий. За этим термином кроется теория, правильное применение которой может вывести отечественную систему подготовки специалистов на новый уровень.
Идея обучения по принципу нарастающей сложности далеко не нова. Ее стараются применять в школах, вузах и узкоспециальных учреждениях, однако до этого никто в России не мог положить ее на математическую базу для достижения максимальной эффективности. Несколько лет назад команда из 10 тульских ученых во главе с заведующим кафедрой «Робототехника и автоматизация производства» ТулГУ Евгением Ларкиным всерьез взялась за эту проблему. Так появилась специальная область когнитивных технологий, ориентированная на интенсивное обучение операторов с помощью тренажерной техники.
Теория, разработанная туляками, позволяет ускорить обучение на 20–30 процентов. Такой результат достигается за счет построения модели действий оператора и четкого определения по ней, насколько каждая последующая ступень подготовки должна быть сложнее предыдущей.
Главная область применения когнитивных технологий, по словам самих ученых, – это оборонная промышленность. С их помощью можно существенно ускорить подготовку водителей, стрелков, операторов спецоборудования. Получится также рационально организовать корпоративное обучение слаженности действий экипажа, отработать взаимодействие с другими боевыми единицами, входящими в состав подразделения.
Неудивительно, что теорией заинтересовалось тульское Центральное конструкторское бюро аппаратостроения. Уже 45 лет оно производит тренажерные системы для армии, на которых обучаются экипажи БМП, танков, зенитных и противотанковых комплексов, артиллерийских систем. Для ЦКБА новые когнитивные технологии открывают возможности создания целых учебных комплексов, где взаимодействие смогут отрабатывать не только члены одного экипажа, но и крупные воинские подразделения, взводы, роты и даже полки. Пока это предприятие – единственный способ для авторов концепции когнитивных технологий перевести свое детище из теоретической плоскости в практическую.
Следует понимать, что сами по себе КТ – это лишь руководство, по которому следует подготавливать людей на конкретных тренажерах. Для реализации всей идеи, заложенной в них, необходима огромная производственная база, комплексы тренажеров.
Сейчас теория апробирована на экспериментальном уровне лишь в одной узкоспециальной области. Этому предшествовала почти двухгодичная подготовка. Дальнейшие испытания требуют существенных денег, а их, как водится, не хватает.
– После того как мы начали прорабатывать тему когнитивных технологий в тренажеростроении, этим стали заниматься и в других городах, поэтому если в ближайшее время мы не продолжим ее развивать, нас обгонят, – сетует Евгений Ларкин.
Радует то, что ученые смогли оформить права на интеллектуальную собственность, так что Тула точно останется первооткрывателем в этой области.
Потенциал у когнитивных технологий огромный – их можно внедрить почти в любой раздел образования. Они способны помочь быстро научить человека хоть чертить, хоть работать за компьютером, хоть летать на истребителе. Вот только чтобы раскрыть весь этот потенциал, необходимо экспериментально подтвердить теоретические положения, разработать практические методики и внедрить технологии. По подсчетам авторов, при достаточном финансировании на это должно уйти еще около трех лет.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему