Общество
12:30, 11 марта 2020
Когда не обойтись без экскаватора
«Из последнего в ходе раскопок в Веневском районе на месте падения советского самолета, которые я начал еще в 2016 году, мне попались парашютные стропы, подковка с каблука сапога и сам полусгоревший каблук, педаль и человеческие останки, – рассказывает репортерской группе «Тульских известий» поисковик Сергей Зюбенко. – Но я вам честно скажу: одному копать там сейчас крайне трудно! Поначалу, несколько лет назад, все шло легко, уже сверху стали попадаться останки и фрагменты рации – вероятно, это был радист. А потом становилось все сложнее и сложнее. Я раскопал яму уже выше собственного роста, а дальше невозможно углубляться из-за воды и глины. И землю выкидывать проблематично. Периодически на месте гибели борта вместе со мной работали разные группы энтузиастов, но все равно теперь однозначно требуется только тяжелая землеройная техника. С ее помощью нужно либо дренаж делать, либо выкопать всю землю, чтобы удобнее было доставать из отвалов фрагменты авиамашины. Очень рассчитываю на то, что дадут разрешение на использование экскаватора».
Наша машина направляется в сторону бывшего совхоза «Горшковский». От Венева – тридцать с лишним километров. По пути собеседник говорит: он наслышан о множестве историй о воздушных боях 1941 года в окрестностях. Сначала кто-то поведал о двух сбитых в разное время истребителях И-16 в районе деревень Борозденки и Тулубьево. Одна пожилая женщина сообщила, что на ее глазах два немецких самолета сбили «ишачок», наш летчик опустился на парашюте рядом с населенным пунктом, где был схвачен оккупантами и убит. Где именно его предали земле – сегодня, увы, никто не знает… При похожих обстоятельствах как раз в тех же местах погиб и другой советский авиатор – однако его тело похоронил какой-то селянин, а в 1965-м прах перенесли на кладбище в Тулубьево.
– Имен этих двух летчиков не знаю. У меня были мысли поискать места падения этих двух «ишачков» – возможно, удалось бы найти двигатели или какие-то иные вещи, которые помогли бы идентифицировать авиаторов, – продолжает собеседник. – Потом от грибников и от тех, кто ездил за яблоками в сад в один из населенных пунктов, поступила информация о третьем самолете недалеко от железной дороги – кто-то видел его обломки прямо на поверхности земли. Мой знакомый, служивший в вертолетной авиации на Дальнем Востоке, также видел те фрагменты и пояснил: «Поверь, это точно не истребитель, а какой-то большой самолет». Но когда туда прибыли поисковики, то увидели только яму – кто-то до них все вырыл экскаватором и, видимо, сдал в цветмет, поскольку далее потом нигде информации об этом самолете не появилось. Предполагаю, что случилось это еще в девяностые. Но что интересно – буквально в паре километров от этой авиамашины мы обнаружили еще одну!
Авиаспециалисты с форума trizna.ru сказали: обнаруженный Сергеем Зюбенко – советский дальний бомбардировщик ДБ-3А. Находок с места падения – великое множество: от лопастей винта и массивных обломков двигателей до резины шасси и буквально крупинок металла. Попадались также обрывки плаща одного из авиаторов, какие-то записи на бумаге. Наш собеседник говорит, что с помощью экскаватора можно извлечь оставшиеся части бомбардировщика и останки. Тогда получится идентифицировать экипаж (хотя версия, кто находился на борту, уже есть) и затем с отданием воинских почестей захоронить.
Мы переходим «железку» и через пару сотен шагов оказываемся в лесочке. Перед нами – залитая водой воронка. Вокруг нее – груды искореженного авиаметалла. Сергей спускается вниз, берет щуп и вонзает в почву. Удар – извлекает гильзу. Еще удар – бесформенный спекшийся фрагмент бомбардировщика. Сколько этих обломков тут – никто не знает. Зато можно представить силу удара о землю…
– Мне хочется поскорее поставить точку в этой истории, достав отсюда все, а еще хочу, чтобы потом в честь летчиков установили памятник, – говорит поисковик.
Между тем авиационных тайн в Веневском районе – полным-полно. В 2010 году, когда стояла засушливая погода, обмелела река Осетр, и жители нашли замок бомбодержателя. Есть лишь предположение, что он – от бомбардировщика Пе-2, не вернувшегося с боевого задания из района Хавки-Венев 25 ноября 1941 года: на его борту находились лейтенант Назаренко, штурман Анохин и стрелок-радист Иляхин. Но имеет ли отношение эта находка именно к данному экипажу?
– А о том, что и советские летчики или зенитчики наносили урон врагу, свидетельствуют следующие трофеи: в районе села Семьянь я выкопал фрагмент «Юнкерса-87», а около села Березово, как рассказывают веневцы, упал «Хейнкель-111», – добавляет Сергей Зюбенко.
Сергей МИТРОФАНОВ
Сергей КИРЕЕВ, waralbum.ru
СПРАВКА
Самолеты ДБ-3 производили в Москве, Комсомольске-на-Амуре и Воронеже
Главный конструктор – трижды Герой Социалистического Труда Сергей Ильюшин
Начало эксплуатации – август 1936 г.
Всего было выпущено 1528 самолетов
Экипаж 3 человека
Масса пустого самолета 4778 кг
Ранее на тему
10 марта, 16:08
04 марта, 16:19
02 марта, 16:00
27 февраля, 15:06