Общество

00:00, 16 июня 2018

Когда в трудовой единственная запись

Екатерина ГАРБУЗОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ

В канун Дня медицинского работника старейшее лечебное учреждение региона Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Ваныкина отметила 110-летний юбилей.

Главными героями торжеств стали люди – ведь это они делают историю больницы. Ветеранов, проработавших по тридцать, сорок, даже пятьдесят лет, в Ваныкинской больнице, как нигде, много. Режим экстренной помощи, добавляющий сложностей, напряженный каждодневный труд закаляют характеры и цементируют связи: почти весь костяк коллектива имеет единственную запись в трудовой книжке.
Были теплые слова, цветы, грамоты и подарки, и в ответных речах всякий раз звучало, что работа, вопреки ее сложности, является главным содержанием жизни этих людей, крестом, несомым с радостью.

Страницы прошлого
Больница недаром носит имя тульского купца и мецената Дмитрия Яковлевича Ваныкина (1816–1900) – он завещал свои средства на ее строительство. По идее купца, она должна была стать больницей для бедных, где оказывалась бы помощь вне зависимости от социального статуса пациента и толщины его кошелька. Эта идеология жива до сих пор: сюда частенько привозят тех, у кого, как принято говорить, нет «определенного места жительства», а заодно – полиса и СНИЛСа… Здесь сначала окажут помощь, а уж потом поинтересуются: ты кто?
В 1908 году в больнице было шесть корпусов: амбулатории для незаразных и заразных больных, хозяйственный корпус, аптека, часовня с анатомическим залом, квартиры для главврача и фельдшеров.
Первым главным врачом больницы, рассчитанной на 90 госпитализированных, стал Вячеслав Грушецкий.
Сегодня старое штатное расписание смотрится странно: в первые годы штат состоял всего из 4 врачей, 8 фельдшеров-акушеров, 2 аптекарей, 3 надзирательниц, экономки, смотрителя и 65 человек обслуживающего (немедицинского) персонала. Тем не менее Ваныкинская больница славилась на всю губернию. Учреждение было настолько востребовано и всегда работало на максимуме своих возможностей, что застоя или упадка за всю свою долгую историю не знало – его развитие было только поступательным.
В 1924 году главным врачом больницы стал доктор медицины, хирург Владимир Дагаев. Хирургический корпус был построен в 1935 году при содействии наркома здравоохранения Николая Семашко, и все советские годы учреждение здравоохранения носило имя наркома, многие и сейчас еще зовут больницу коротко – Семашко. И только в 2004 году по инициативе коллектива больнице вернули имя ее основателя – купца Дмитрия Ваныкина.
С каждым годом учреждение расширялось, строились новые корпуса. В 2014 году произошло объединение учреждения с городской больницей № 1.
В настоящее время Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Ваныкина является многопрофильной. Это одна из самых крупных больниц Тульской области, в ее составе функционирует 900 коек. Ежегодно больница оказывает помощь 34 тысячам пациентов.
Здесь в круглосуточном режиме осуществляется экстренная и неотложная медицинская помощь пациентам города и области. В больнице функционируют травматологический центр первого уровня, офтальмологический и лор-центры, сосудистый центр для оказания медицинской помощи больным с инсультами и инфарктами, гинекологическое, хирургические, урологическое, терапевтическое, токсикологическое отделения для взрослых и многопрофильный детский стационар.
В больнице работают 1670 сотрудников, из которых 372 – врачи. Это та палочка-выручалочка, где пациента примут в любое время дня и ночи и в любом состоянии.

Сплошной адреналин
В Туле сложно встретить человека, который ни разу не слышал бы о Леониде Петушкове – враче с полувековым хирургическим стажем. Огромное число операций, счет которым Леониду Леонидовичу наскучил после первых двух тысяч, заставляет думать, что если не вы сами, то кто-то из ваших знакомых обязательно прошел через его руки. Петушков – приверженец именно экстренной хирургии: в плановой, говорит, все выверено, перепроверено, никаких сюрпризов. А тут – сплошной адреналин: когда идешь на сложный случай и помочь удается по максимуму, радость чувствуешь необыкновенную. Хирургия не дает расслабиться, заставляет быть в форме.
– Я за всю свою трудовую деятельность на больничном ни разу не был, – говорит Петушков, – мое лекарство, эликсир жизни – в операционной.
Зато хоть и годы идут, а привыкнуть к тому, что кому-то помочь невозможно, так и не удалось. И больному потом в глаза смотреть бывает сложно. Будто ты как раз и виноват. Бич нашей хирургии, особенно онкологии, – в позднем обращении пациентов за медицинской помощью.
Леонид Петушков с отличием окончил Ивановский медицинский институт и оказался в медсанчасти на Косой Горе по распределению. Там было отделение экстренной хирургии, а когда оно переехало в больницу им. Семашко, он пришел следом. И вот уже 43 года работает в больнице скорой помощи, делая по 4–5 операций в неделю.
37 лет Петушков заведовал отделением экстренной помощи по заболеваниям и травмам живота. Последние два года в силу возраста работает простым хирургом, но заведует отделением его интерн – Елена Лебедева. За годы правления Петушкова Ваныкинская хирургия подготовила 40 врачей-интернов, он и сегодня преподает в медицинском институте, готовя кадры. Текучки не было никогда, и теперь у половины врачей, что работают здесь, стаж больше тридцати лет, трое из оперирующих хирургов – бывшие интерны Петушкова.
– Когда я начинал работать, у нас из диагностической базы были только рентген и лаборатория. Ни УЗИ, ни эндоскопических методик даже не предполагалось, – рассказывает Леонид Леонидович. – Поэтому чутье хирурга значило очень много. Сегодня все проще в каком-то смысле, но некий драйв, вдохновение обязаны сохраняться в медицине, иначе как следует операцию не сделать. Но из существующих проблем больше всего беспокоит нехватка среднего медицинского персонала. Мы же без медсестер-то как без рук….

Работа на всю жизнь
Старшая медицинская сестра 2-го ортопедо-трав­ма­то­ло­ги­чес­кого отделения Любовь Давыдова, как и Петушков, в медицине полвека. В 1969 году, по окончании Новомосковского медучилища, она по распределению пришла работать в больницу скорой помощи, да так здесь и осталась. В ее трудовой книжке одна запись – в силу того что с профессией не ошиблась, да и в характере есть приверженность месту, делу, людям. В отделении еще несколько медицинских сестер, кто проработал бок о бок с Давыдовой по 30–40 лет: Людмила Харченко, Наталья Савельева, Ольга Олексеенко. Конвейер, за которым они стоят, требует постоянной включенности, и ведущая мысль: «Если не я, то кто же?»
Когда Любовь Ивановна начинала работать, корпус был одноэтажный, но скоро сделали надстройку, потом присоединили к отделению травмпункт, и некоторое количество лет Давыдова была старшей сестрой здесь. Тогда-то и выработалась манера предельной четкости и доведения до конца любой задачи: в противном случае с потоком срочных дел уже не справишься.
Старшая медицинская сестра – фигура серьезная, по факту это заведующий отделением с иным, сестринским, кругом обязанностей. Каждый день она начинает с детального знакомства с назначениями врачей, ведет учет лекарственных препаратов, заполняет различную медицинскую документацию, расставляет кадры, составляет график их работы, ведет учет отработанного времени, проверяет выполнение назначений медицинскими сестрами, встречает и сопровождает пожарную и все остальные комиссии… И поскольку Давыдова во всех вопросах настоящий дока, заведующий отделением Андрей Азаркин чувствует себя спокойно за ее надежным плечом.
Пациенты в отделении спе­цифические, очень тяжелые, лежачие, так что процесс выхаживания, где задействованы медицинские сестры, отменить невозможно. Оперативная активность тут высочайшая, это раньше подолгу держали на вытяжениях, а сейчас оперируют с использованием металлодержателей и человек встает на ноги в разы быстрее.
– Я считаю, когда человек идет в медучилище, он должен спросить себя: а я смогу относиться к любому пациенту, даже самому социально неблагополучному, как к своему родственнику? И дать себе честный ответ. Потому что, если так относиться не сможешь, на работе будешь только маяться. В нашем отделении медсестрам это удается: жалоб на персонал единицы, – говорит Любовь Давыдова.

Медик – это врожденное
С легкой руки Любови Давыдовой старшей медицинской сестрой нейрохирургического отделения стала ее ученица Ольга Олексеенко. Собственно, и сама нейрохирургия «отделилась» от травмы, обособившись на третьем этаже корпуса. В городе своей нейрохирургии не было, и, как это часто бывает, новое дело притянуло самых преданных, упертых и талантливых.
Ольга Александровна медиком хотела стать даже не с детства – с пеленок. Ее куклы уж точно были самыми здоровыми. Девочка стремилась реализовать мечты родителей: отец был ветврачом, а маме война помешала окончить медицинский институт. У Ольги Олексеенко тоже трудовая книжка не пестрит надписями, внутри больницы она только и перешла из отделения реанимации и интенсивной терапии в травму, а затем в нейрохирургию в связи с реорганизацией. 42 года фактически на одном месте.
Заведовать новым отделением пришел талантливейший тульский хирург Владимир Климов, сейчас он в Новосибирске в хирургическом центре республиканского значения. Его до сих пор с благодарностью вспоминают многие пациенты. Один калужанин, которому никак не могли поставить диагноз в родном городе, специально приезжал к Климову, оказалось – опухоль лобной доли. Доктор в другом городе живет, а пациент все звонит в отделение, продолжая благодарить коллектив за удачную операцию и спасение. К Климову в Новосибирск оперироваться ездили двое сотрудников больницы – уж они-то знают, кому довериться… Сейчас нейрохирургическим отделением заведует ученик первого заведующего – Константин Слемзин.
Наставничество вообще одна из сильных сторон Ваныкинской больницы. Старшую медсестру репортерская группа застала в процедурном кабинете, она показывала практикантам, как заправлять капельницу.
– Я не могу даже в мыслях отделить себя от больницы, – говорит Ольга Олексеенко. – Медицину надо любить, но это чувство врожденное, либо есть оно, либо нет.

Из практиканток – в доктора
Когда заведующая отделением функциональной диагностики Наталья Береговая пришла работать в больницу скорой помощи, кардиологи обходились двумя диагностическими методиками: электрокардиограммой и велоэргометром. Настоящий прорыв произошел в 2012 году, когда по программе модернизации здравоохранения докто­ров вооружили теми машинами и приборами, среди которых Наталья Владимировна смотрится сегодня как астронавт за пультом управления. В отделении есть все, что необходимо для диагностики сердечно-сосудистых заболеваний: ультразвуковые сканеры, холтеровские мониторы, системы для проведения проб с физической нагрузкой.
– Работа моя очень важная, нужная для специалиста, который ведет больного. Она творческая, исследовательская, требует точности, аккуратности, внимания. И это заставляет всегда быть на максимуме своих возможностей. Мне кажется, выбери я другую профессию, которая позволяет расслабиться, я приходила бы на службу с гораздо меньшим удовольствием, – говорит Наталья Береговая.
В больницу она успела влюбиться во время практики в 1982 году и считает большим везением, что по распределению попала именно сюда. Несколько лет работала участковым терапевтом, потом врачом функ­цио­наль­ной диагностики. Самое важное, что есть в ее профессии, – чувство плеча. Костяк отделения кардиологии пришел работать в те же годы, что и она, и почти все здесь до сих пор. А если из молодежи кто-то приходит, то это тоже люди соответствующие. Помещений, правда, не совсем хватает: два доктора функциональной диагностики работают в стесненных условиях. Но ведь 110 лет Ваныкинской больнице – такой юбилей, когда в тесноте, да не в обиде.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий