Общество

22:32, 13 мая 2020

«Ленинец» у берегов Болгарии

«Погибли в море при выполнении боевого приказа командования 1 января 1943 года». На именном списке безвозвратных потерь личного состава подводной лодки «Л-24» первого дивизиона бригады субмарин Черноморского флота в свое время стоял гриф «совершенно секретно». Теперь же об этой трагедии, унесшей жизни 57 моряков, выходит множество статей и документальных фильмов. Правда, точную дату гибели «Ленинца» не знают и по сей день.

Среди погибших – уроженцы Керчи, Ашхабада, Ленинграда, Симферополя, Орловской, Рязанской, Днепропетровской, Курской, Тамбовской и других областей. Служил на «Л-24» и наш земляк. Это Василий Николаевич Глухов, краснофлотец, моторист, уроженец Тулы, родился 9 января 1920 года, холостой, член ВКП(б) (партбилет № 3382450), был призван в 1941-м Зареченским райвоенкоматом, социальное положение – рабочий, отец Николай Петрович Глухов проживал в Туле в д. 76 по ул. Октябрьской.Подлодка Л-24.jpg

Надо сказать, что в списке потерь значится якобы еще один наш земляк – Павел Спиридонович Коваленко, краснофлотец, электрик, родился 23 января 1921 года, холостой, кандидат в члены ВКП(б), социальное положение – учащийся, призван в 1941 году райвоенкоматом города Ворошиловска (ныне это Алчевск). В документах сказано, что молодой человек родился в Великобагачанском районе Остапьевского сельсовета Тульской области. Там же проживал и отец моряка Спиридон Коваленко. Однако такой район существовал на карте не Тульской, а Полтавской области, что на Украине! Очевидно, во флотские документы в суматохе военного лихолетья вкралась досадная ошибка. И не одна! Так, в другой архивной документации о Коваленко говорится, что его отчество – Свиридович, а не Спиридонович. И год рождения у него другой – 1920-й. И призван он был в 1940 году, а не в 1941-м.

Экипаж.jpg

После 12 декабря 1942 года «Л-24» погибла – субмарина вышла на задание к берегам Болгарии устанавливать минные заграждения у города Варна. Найдена дайверами у побережья Болгарии. Она лежит на глубине 59,5 метра. «Все люки были задраены, а кормовой руль находился в положении «на подъем», – говорят некоторые исследователи. – На правый винт была намотана цепь для крепления морской мины. В районе третьего отсека по правому борту ниже ватерлинии зияла пробоина. На момент гибели «Ленинца» в этом месте минных заграждений не было. По всей видимости, лодка наткнулась на одну из сорванных штормом мин. После взрыва мины люди могли уцелеть только в дальних кормовых отсеках, но выбраться с лодки они, к сожалению, не смогли». Конечно, историки будут еще долго спорить, выясняя и уточняя все детали боевой деятельности субмарины. Мы же не должны забывать, что свой вклад в Победу внес и моряк из Тулы Василий Глухов.

Справка

Л-24 стали строить в 1938 г. на заводе в Николаеве. Спущена на воду в декабре 1940 г. Совершила 8 боевых походов. Произвела торпедную атаку с пуском 2 торпед, выставила 60 мин, эвакуировала на Кавказ 54 человека, произвела 4 рейса в осажденный гитлеровцами Севастополь, доставив 98 тонн бензина, более 200 тонн боеприпасов, свыше 90 тонн продовольствия. Попадала в шторм, подвергалась артобстрелам и атакам с воздуха.

Предельная глубина погружения – 100 м

Длина – 83,3 м

Ширина – 7 м

Вооружение – торпеды, 20 мин, 2 орудия

Автономность плавания – 30 суток

Экипаж – 57 человек

Сергей МИТРОФАНОВ

Фото с сайта www.sovboat.ru

На фото: 1) Подлодка «Л-24» (слева) летом 1942 года

2) Экипаж субмарины, на которой нес службу туляк Василий Глухов

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий