Общество

20:05, 20 января 2015

Мелочи, работающие на результат

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Перефразируя известную поговорку, скажем: ложкой меда бочку дегтя не подсластишь. И если уж менять положение вещей, то – радикально. Руководство регионального минздрава это очень хорошо понимало, и, планируя стратегические изменения в отрасли, гомеопатическими дозами не ограничилось.

Например, многие больницы и поликлиники были укрупнены за счет присоединения друг к другу, в результате чего на сегодняшний день в области работает не более 100, как раньше, а всего 63 государственных учреждения здравоохранения. Автопарк скорой медицинской помощи обновили на все 100 процентов. А некоторыми видами высокотехнологичной медицинской помощи (в частности, экстракорпоральным оплодотворением) теперь обеспечивают без необходимости числиться в многолетнем листе ожидания.
Но все-таки впечатление о работе отрасли складывается в том числе и из мелочей. Нередко пациенты недовольны не столько тем, что к врачам есть очереди, сколько тем, в каких условиях приема приходится ждать.
Удается ли думать об этих самых «ложках меда», когда по большому счету результат все-таки зависит не от них? Об этом и о многом другом мы поговорили с министром здравоохранения Тульской области Ольгой АВАНЕСЯН.
– Ольга Александровна, что вы считаете главным результатом работы отрасли в 2014 году?
– Успешную реализацию программы развития кадровых ресурсов. Тульская область – лидер в Центральном федеральном округе по привлечению врачей на село. В тульской глубинке в минувшем году приступили к работе 39 земских докторов. Всего же в регион пришло 274 врача, 152 из них – молодые специалисты, получившие солидные единовременные выплаты.
– Наша газета достаточно подробно писала об этой программе, ее основные положения остаются в силе и в наступившем, экономически непростом году?
– В обязательном порядке.
– Кстати, выполнение полностью и в срок взятых на себя обязательств является едва ли не главным условием доверия медицинского сообщества и широких слоев населения к переменам, которые происходят в отрасли. То, что вы обещали в самом начале прошлого года читателям нашей газеты, выполнено?
– Что вы имеете в виду?
– К примеру, в январском интервью вы делились планами на 2014-й. Говорили, что будет значительно увеличено число операций по эндопротезированию крупных суставов, установке кардиостимуляторов.
– Высокотехнологичная медицинская помощь необходима для лечения сложных заболеваний. Стоимость ее очень высокая, но для пациента она все равно бесплатна. В 2014 году на оказание ВМП в федеральные центры за счет средств бюджета страны было направлено 4658 человек, за счет средств бюджета Тульской области – 65 человек. Цифры на самом деле очень большие. На некоторые виды ВМП очередь или значительно сократилась, или исчезла совсем. В частности, на экстракорпоральное оплодотворение было направлено 408 женщин, чем нельзя было похвастаться никогда раньше.
Мне кажется, высокотехнологичная помощь – это отдельная тема. Ее оказывают теперь не одни федеральные центры, но и наши региональные учреждения здравоохранения. В четырех из них осуществляется эндопротезирование крупных суставов. В 2014 году в региональных учреждениях здравоохранения за счет областного бюджета выполнено 667 таких операций. Также за счет областной казны сделано 80 операций по имплантации частотно-адаптированного двухкамерного кардиостимулятора – лицензии на такой вид ВМП имеют теперь два наших лечебных учреждения. В отчетном году областной онкологический диспансер получил лицензию на оказание высокотехнологичной помощи по профилю «онкология», областной кожно-венерологический диспансер по профилю «дерматовенерология», Ваныкинская больница по профилю «травматология и ортопедия», а Центр детской психоневрологии – по профилю «неврология». То есть и объем ВМП увеличился, и спектр ее оказания расширился, мы уже не стоим перед московскими коллегами с протянутой рукой, мы и сами с усами.
– Еще вы обещали, что будет уделено особое внимание материнству и детству. А воз со строительством нового перинатального центра и ныне там…
– Совершенно не согласна с такой оценкой. Работа идет, просто объем ее таков, что результат невооруженным глазом пока не виден. По строительству разработана документация первого этапа. Заключен контракт на выполнение проектных работ на сумму свыше 21 миллиона рублей. После таких затрат отступать некуда.
Но забота о матерях и детях не сводится к строительству одного только перинатального центра. В 2014 году после масштабной реконструкции открылись женские консультации в тульской городской больнице № 2 и в городской больнице № 9. Чтобы убедиться, что это консультации совершенно иного, чем у нас имелись ранее, уровня, стоит их посетить. Женщины лечатся, а персонал работает в условиях максимального комфорта, при оформлении этих учреждений речь шла не только о чистоте, санитарии, но и об интерьере, стиле, дизайне. Для государственной медицины, которая вечно едва сводила концы с концами, это слова непривычные. После капитального ремонта открыто родильное отделение Суворовской центральной районной больницы. Прошли ремонты инфекционного корпуса в Ефремове и детского отделения Киреевской ЦРБ, а также отделения патологии новорожденных в Тульской городской больнице № 1, которая теперь присоединена к Ваныкинской.
– В этой больнице, как вы и обещали нашим читателям, отремонтирован печально известный травматологический пункт...
– Не только он, лор-отделение тоже теперь не узнать. Но именно травмпункт вызывал очень большое число нареканий. Раньше человек с переломом руки мог часами ждать там врачебного приема. Теперь в травмпункте открыт второй кабинет, очередей практически нет, а условия ожидания не в пример лучше, чем раньше. Подобного рода «мелочи» зачастую играют решающую роль в формировании оценки работы медицинских организаций пациентами. Согласитесь, это удобно: не выходя из дома, записаться на прием к врачу, воспользовавшись сервисами для электронной записи или телефоном колл-центра. Когда в поликлиниках устанавливали первые терминалы, где можно было получить талон к врачу, звучали мнения, что возрастные пациенты никогда их не освоят. Теперь же с терминалом легко управляется любой, кому всего раз показали, как это делается.
– Переход работы различных служб в виртуальную сферу иногда кажется даже излишним. Электронная регистратура, электронные амбулаторные карты и истории болезни, телемедицинские технологии, дистанционно-диагностические передающие ЭКГ-устройства… С этого года начинает работать электронная система бронирования лекарств в аптечных предприятиях. Уже сейчас понятно, что аптеки будут ангажировать врачей, чтобы те бронировали лекарства для пациентов именно у них…
– Но на самом деле для розничной продажи лекарственных средств данная программа вообще не предназначена! Она касается только дополнительного лекарственного обеспечения, то есть бесплатного отпуска препаратов льготным категориям граждан. Разве мало было нареканий, что нужное лекарство инвалидам приходится искать, объезжая аптеки? В лучшем случае, если нет очереди, провизоры звонили коллегам, чтобы сориентировать человека, куда тот должен съездить. Модуль дополнительного лекарственного обеспечения, внедренный пока что в 13 ЛПУ и 7 аптечных пунктах, позволяет просматривать остатки льготных лекарств с последующим бронированием медикамента под конкретного пациента при выписке рецепта. Вот и все. Это из разряда тех моментов, от которых зависит результат работы отрасли.
– Ольга Александровна, как вы считаете, наступивший год будет сложным для здравоохранения?
– Год будет непростым для страны, для области, для российского здравоохранения и в том числе для здравоохранения нашего региона…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий