Общество

10:58, 12 октября 2018

Мы все зависим от любви

Екатерина ГАРБУЗОВА
Сергей КИРЕЕВ

Всемирный день психического здоровья – один из самых важных медицинских праздников. Впрочем, праздничного на самом деле в нем ничего нет: по данным ВОЗ, каждый четвертый-пятый житель Земли страдает тем или иным психическим расстройством, а каждый второй имеет шанс заболеть им в течение жизни.

Подобного рода дни призваны обратить внимание общества на ту или иную проблему. К примеру, душевные расстройства могут привести к развитию сахарного диабета, сердечно-сосудистых, онкологических и других опасных хронических неинфекционных заболеваний – как это ни странно звучит. Они же нередко приводят и к преднамеренным травмам, суициду.

В зоне особого риска – психическое здоровье молодых людей в слишком быстро изменяющемся мире. Да, конфликт отцов и детей – это классика жанра, но раньше он худо-бедно разрешался: реалии от поколения к поколению практически не менялись и общий язык можно было найти. Сейчас же мир эволюционирует настолько стремительно, что старшее, среднее и младшее поколения существуют почти параллельно, часто не имея даже надежды понять друг друга. Так что считать психическим здоровьем, когда жители параллельных реальностей, глядя друг на друга, скептически крутят у виска?

Об этом мы расспрашивали Надежду Осмоловскую, заведующую отделением медицинской психологии и лечебной педагогики Тульского центра детской психоневрологии.

Человек-дерево

Надежда Евгеньевна сразу предупреждает, что психическое здоровье – проблема не только медицинская, но и философская: какого человека считать здоровым, дискутируют во всем мире. Чаще всего напрашивается такая формулировка – «психически здоров тот, кто адаптирован во времени, в котором живет». Однако с ней сразу же хочется спорить.

Да, окружающая действительность становится все время другой, человек не успевает адаптироваться в одной реальности, а она уже иная. Психические расстройства или заболевания встречаются у 20 процентов детей и подростков и входят в число ведущих причин инвалидности.

Поэтому именно этой проблеме посвящен День психического здоровья в 2018 году, его тема: «Молодые люди и психическое здоровье в изменяющемся мире».

По наблюдениям Надежды Осмоловской основная проблема современной молодежи – инфантилизм. Человек – как дерево, его корни, то бишь родовые связи всегда больше, чем крона.

– До пятнадцати лет у детей не бывает собственных неврозов, только семейные и социальные, – рассказывает Осмоловская. – Изменяющееся время ошеломляет не их, а нас с вами. Это мы не можем приспособиться и транслируем нашу панику ребенку. На неблагополучие в семье, в школе он отвечает плохим поведением. К примеру, подростки могут воровать у родителей лишь для того, чтобы улучшить свое социальное положение: купить всему классу шоколадки и ждать, что теперь его станут любить. Именно недостаток любви и понимания в основе невротизации наших детей. Но родители недопонимают ее причин. Ребенка приводят на консультацию, а я в процессе беседы выясняю, что он здоров – пока, и несчастен – уже. Душевное здоровье предыдущих поколений во многом определялось естественным отбором: детская смертность была высочайшей, выживали сильнейшие. Теперь – иное дело. А спрос с детей, здоровых и нет, одинаковый: за неудачи их без конца критикуют. Вот если, допустим, у кого-то одна нога короче другой, он хромает и не успевает за всеми. Его будут бранить за это? Нет! Потому что увечье очевидно и невозможность быть как все тоже очевидна. А если в результате родовой травмы у ребенка плохой контроль за собственными движениями и он делает множество мелких, досадных, нелепых ошибок, его ругают, ругают без конца. У такого ребенка есть какой-нибудь выход?

Невроз ручной работы

«Выход» этот сплошь и рядом – в психосоматику. У ребенка начинает болеть голова. Или живот. Врачи ничего особенного не находят. А он продолжает жаловаться. Голова разбаливается как по коман­де: перед контрольной, например. Сначала жалеют. Потом объявляют симулянтом.

Тут на смену плохому поведению приходит явный невроз. Дети грызут ногти, накручивают на пальцы волосы.

Дальше – больше. Окружение продолжает давить, и у подростка начинается невроз навязчивых состояний, выражающийся в болезненных ритуальных движениях и тяжелых неотступных мыслях. Разнообразные тики, выкрикивание бранных слов, боязнь закрытых или, наоборот, открытых пространств, навязчивые воспоминания и мысли – симптомов великое множество. С этим трудно жить, это больно наблюдать. Особенно когда ясно осознаешь: невроз твоего ребенка ручной работы – твоей в основном.

По наблюдениям Надежды Осмоловской, сейчас очень много детей с речевым недоразвитием: родители мало с ними разговаривают. Современный упор на наглядность, картинку, графику, кажется, пытается искоренить саму возможность выражать свои чувства. К подростковому периоду, когда уже брезжит первая любовь, юноши только-только научились говорить о бытовом. А чувства выразить не в состоянии. И помочь им, научить своим примером, как правило, совершенно некому. Если раньше алекситимией – невозможностью говорить о чувствах – страдали исключительно папы, то сегодня многие современные мамы не могут описать, что с ними происходит. Что уж говорить о бедном ребенке… А описывать свои чувства надо – иначе не осознаешь происходящее и ничего не сможешь поправить.

Родители очень часто попадают в замкнутый круг: стараясь сделать для своих детей все возможное, они пытаются больше заработать, и в результате времени на общение с детьми у них совсем не остается.

Дарить деньги – проще. Тем более что ребенок не в состоянии осознать, сформулировать и донести до вас, что ему не хватает вашей любви, просит купить ему гаджет. По убеждению Надежды Осмоловской, когда подросток требует подарок, он на самом деле просит любви. Мы все зависим от любви, но не в силах получить ее, замещаем кучей иных зависимостей – от шоколада, компьютерных игр, экстремального поведения, алкоголя, наркотиков… Дети как вьюнки: есть любящий человек рядом – они расцветают, а нет подпорки – ищут, за что зацепиться.

Основная проблема – в нас, а не в них, это мы, а не они, не можем приспособиться к быстро меняющемуся миру. Дети страдают от неврозов своих родителей.

Чтоб не тянуло на подвиги

Это так сложно – быть подростком. Играть уже не хочется, а планировать свое время и свой день еще не научился. Поэтому, чтобы не случилось большой беды, нужно организовывать досуг подростка, не оставляя времени для апатии и тоски. Если не просматривается склонности ни к каким занятиям, поинтересуйтесь, чем занимались ближайшие родственники, наверняка и у него будут аналогичные интересы. Творческие начинания должны приветствоваться. Только тут есть одно «но». Дети должны рисовать – руками, писать – ручкой, играть не на электрических или электронных, а на обычных инструментах. Такие занятия гармонизируют душу, развивают мозг, учат созвучию с окружающими. Пусть даже в семье станет меньше денег, зато любви будет больше.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий