Общество

20:39, 14 июля 2014

Наказание для несознательного элемента

Сергей МИТРОФАНОВ

Историки Юрий Смирнов и Сергей Володин издали уникальное исследование «Тульские концентрационные лагеря принудитель­ных работ в 1919–1923 годах: организация, эффек­тивность, повседневность». Серьезным изучением этой темы в нашем регионе до недавнего времени никто не занимался.
А все потому, что богатый фонд документов, хранящихся ныне в Государственном архиве Тульской области, долго был засекреченным и о его существовании знали немногие. В Советском Союзе, мягко говоря, не приветствовались попытки докопаться до истины в столь «скользких» вопросах былого.  
– На написание этой монографии меня сподвигло прежде всего научное желание разобраться в теме, хотя она меня, признаюсь, не очень-то привлекала, поскольку по большей части негативна, – рассказал Юрий Федорович. – Тульские концлагеря возникли после установления власти большевиков. Сохранилась масса лагерных документов, и нам с Сергеем Филипповичем захотелось обработать этот накопившийся материал.
Ученым было что изучать: отчеты, переписку начальства, личные дела заключенных, прессу двадцатых годов… Смирнов и Володин с головой нырнули не только в папки, лежащие в Туле, но и «подтянули» фонды Государственного архива Российской Федерации и архива экономики.
– Из этих источников мы почерпнули сведения о социальном составе сидевших, их образовании, семьях, профессиях, доходах и о многом другом, – продолжил Смирнов. – Свыше тысячи личных дел обработали при помощи специальной программы, что позволило выявить большой социологический материал о заключенных тульских лагерей.  Изучали и информацию об администрациях мест лишения свободы и персонале.
Как пояснили авторы, лагеря принудительных работ находились на окраине Тулы, в том районе, где заканчивается улица Оборонная и начинается Новомосковское шоссе. Кто только не отбывал в них наказание: военнопленные белой и польской армий, участники крестьянского восстания в Богородицке, вспыхнувшего в начале 1920 года, любители спиртного, прогульщики, картежники и даже безбилетники. Оказывается, 6 апреля 1921 года Тульский губернский исполнительный комитет принял постановление, в котором вводился ряд репрессивных мер к гражданам, задержанным за безбилетный проезд на железной дороге. Для охоты на «зайцев» на станции Тула–Курская и Тула–Ряжская было направлено 250  красноармейцев. Они стали проводить облавы – и в итоге здорово перегнули палку, начав хватать рабочих, случайно оказавшихся на вокзале, а также женщин с детьми, солдат-отпускников, несовершеннолетних... Задержанных  направляли в лагерь на «перековку» на срок до трех месяцев. «Мотали срок» зачастую и оружейники.
– В 1920 году забастовали  рабочие ТОЗа, и представители карательных органов арестовали свыше трех тысяч заводчан. Большинство из них направили в концлагерь. Правда, пробыли они там недолго, многих пришлось отпустить, поскольку без специалистов невозможно было выполнить производственную программу, – улыбается Смирнов.
В книге историков можно узнать и о том, кто и когда совершал побеги из лагерей, чем болели заключенные, как питались, какие работы выполняли…
Володин и Смирнов подняли тему, которая наверняка привлечет внимание многих отечественных краеведов. Вот только само исследование уже сейчас обещает стать редкостью – ведь увидели свет всего-навсего 300 экземпляров. Так что пока у любителей прикоснуться к тайнам истории путь один – в библиотеку.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий