Общество

17:43, 14 января 2013

Наука или жизнь?

Где-то оптимизация сети школ проходит тихо-мирно. Но населенные пункты – как люди, у каждого свои лицо и характер. И некоторые из них старательно борются за учебное заведение, боясь утратить важную частицу себя. Так сейчас происходит в деревне Коптево Ленинского района.

В июне прошлого года администрация Ленинского района выпустила постановление, согласно которому Коптевская школа присоединяется к Алешинской.
– Вступил в силу закон о подушевом финансировании, – рассказывает заместитель председателя районного комитета по образованию Елена Симоненкова. – Коптевская школа могла бы выжить, если бы считалась малокомплектной. Но для этого там должно обучаться не более 25 детей, а сейчас их 30. Неужели нам нужно пять учеников силой заставить перейти в другое учреждение?.. Получается, что в данных экономических условиях школа не выживет. Поэтому мы вынуждены были принять меры, чтобы, с одной стороны, сохранить коллектив, а с другой – привычное место учебы детей. Не думайте, что это у нас единственное такое учреждение. Летом мы, к примеру, присоединили Торховскую школу к Медвенской. Кстати, у местных жителей протестов по этому поводу не возникло. На очереди – Ямно-Селезневская, которая должна войти в состав Иншинской школы, и Зайцевская, которая объединится с Рассветовской.
С нового учебного года школа в Коптеве должна была изменить статус и название, однако для детей и педагогов все осталось бы по-прежнему. Правда, День знаний она встретила с замком на дверях, но уже через пару дней открылась, чтобы продолжить существование как самостоятельное учебное заведение. Почему случилось второе событие, всем понятно: жители, писавшие во все инстанции, обратили на себя внимание Галины Фоминой, которая была тогда первым заместителем губернатора. Она и уговорила местную администрацию вернуть все на свои места. А вот мнения относительно появления замка на дверях расходятся. Елена Симоненкова подчеркивает: предупреждали же учителей, что если хотя бы один из них покинет школу, ее закрывать придется – предметников будет недостаточно для полноценного учебного процесса, и тут нате вам: сразу двое уехали в Тулу. Откуда взялась такая тяга к перемене мест, например, у замдиректора Валерии Добрыниной?
– В Коптево неоднократно приезжал директор Алешинской школы, – рассказывает Добрынина. – Он всем – учителям, родителям – прямым текстом говорил, что нас все равно закроют, потому что финансирования не хватит. Пенсионерам в открытую заявил: «Вы мне не нужны», а всем остальным: «Ну, что-нибудь мы вам найдем, хотя бы продленку». После таких заявлений пожилые педагоги написали заявления на увольнение. Мы в комитет обратились, но помогать нам искать замену выбывшим учителям никто не думал. Тогда стало понятно, что наше учреждение перестанет существовать. У меня семья, я не могу сидеть без работы – и вот устроилась в Тулу. А после приезда Галины Григорьевны (Фоминой. – Авт.) все мы вернулись и начали учебный год.
Директор Алешинской школы Валерий Солохин от своих слов не отказывается:
– Ну а что нам делать, если нет у государства денег на маленькие школы? Приходится объединяться. Что же касается моих коллег – может быть, скажу жестко, но если учитель в 72 года не имеет высшей категории, не в состоянии похвастаться какими-либо достижениями, то почему он считает, что нужен в коллективе? И вообще – почему в данной ситуации и педагоги, и родители думают прежде всего о своих интересах, а не об интересах детей? Они говорят: оставьте нам нашу школу. И при этом им совсем не важно, что она не отвечает никаким современным требованиям, что полноценное образование там получить невозможно. Возмущаются тем, что ребят переводят к нам, но где они были, когда мы бегали с высунутыми языками: искали спонсоров, добивались, чтобы учителя повышали квалификацию? Сидели и ждали у моря погоды?..
В Алешинской школе, и правда, диву даешься – повсеместно новая мебель, пластиковые окна, компьютеры и проекторы. Некоторые городские учреждения ей явно уступают, что уж говорить про Коптево – тут все гораздо скромнее. Такой же вывод, судя по всему, сделали и родители тех шестерых детей, которые перешли сюда в начале текущего учебного года.
Те же, кто остался на прежнем месте, имеют веские, на их взгляд, причины. Например, шестиклассник Саша Лосев, оторвавшись ненадолго от заготовки молотка в Коптевской мастерской, смущенно изрекает:
– Ну, мы тут как бы одна семья, нас же мало, все друг друга знаем.
А потом показывает в окно на рощицу, где они катаются на лыжах, и с хитрой улыбкой вспоминает, как ему пришлось на недавнем выступлении исполнять какие-то необыкновенные частушки…
Взрослые, конечно, чуть иначе понимают вещи, о которых говорил Саша.
– У нас не такая уж маленькая деревня – где-то пятьсот человек, – говорит бабушка одного из коптевских учеников Любовь Лапушкина. – Находимся недалеко от Тулы, так что молодежь работать чаще всего ездит туда, а жить остается все-таки здесь. Вы же видели, какие у нас добротные дома. А что будет, если школу закроют? Сначала ее, потом детсад, ФАП. И зачем тогда держаться людям за это место? Останутся тут одни дачники…
Татьяна МОТОРИНА
Елена КУЗНЕЦОВА
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
деревенщина
18 января 2013
нельзя закрывать сельские школы, это утопия, поколением быдла управлять легче, степень ответственности государства перед этими детьми, интересно  по какой шкале ее мерить???????