Общество

12:58, 23 августа 2017

Не покарать, а перевоспитать

Нелли ЧУКАНОВА

Главной задачей сотрудников учреждений, в которые попадают граждане после вынесения судебного приговора, ставится не столько наказание, сколько перевоспитание человека. Недаром колонии так и называются – исправительными. И это понятно: обществу не нужны люди озлобленные, ожесточенные, обиженные на весь мир и готовые к тому, чтобы совершить очередные злодеяния.

Поэтому буквально с первых дней пребывания в местах лишения свободы с заключенными начинают работать психологи, помогающие осужденным разобраться в себе и в том, почему у них возник конфликт с окружающим миром, приведший к нарушению закона.
В ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области действует своя психологическая лаборатория, помогающая как преступившим закон, так и тем, кто с ними работает.

Поступил?

На диагностику!
Как рассказала начальник этого подразделения капитан внутренней службы Дарья Уварова, специалисты проводят обследование осужденных, этапируемых из следственных изоляторов в исправительные учреждения, готовят их психологические портреты для формирования личных дел, изучают личности вновь прибывших, разрабатывают рекомендации по индивидуализации исполнения наказания и организации воспитательной работы с заключенными.
Психологи участвуют в решении вопросов распределения осужденных по отрядам и отделениям, а подозреваемых и обвиняемых – по камерам, а также предоставления права передвижения без конвоя или сопровождения, изменения условий отбывания наказания, разрешения выезда за пределы исправительного учреждения.
Специалисты психологической лаборатории помогают заключенным адаптироваться к условиям изоляции, а также выявляют тех, кто склонен к деструктивным формам поведения, – людей, имеющих выраженные признаки психических отклонений, склонных к агрессии, аутоагрессии. Готовят материалы для постановки граждан на профилактический учет, разрабатывают рекомендации и программы по работе с такими людьми.
В сфере деятельности психологов исправительных колоний – изучение и прогнозирование деструктивных явлений у осужденных, таких как суициды, межличностные и межгрупповые конфликты, групповые неповиновения. Психологи анализируют причины и условия возникновения подобных явлений, разрабатывают рекомендации по их предупреждению и устранению.
Специалисты этой службы изучают социально-психологическую обстановку в отрядах, отделениях и бригадах осужденных, работают над ее оптимизацией. Проводят групповую и индивидуальную психокоррекционную работу, участвуют в разработке программ их исправления, формировании позитивного отношения к честному труду, в подготовке граждан к освобождению из колонии.
– Это отдельный и очень важный блок работы с осужденными – подготовка к выходу на свободу. За годы заключения социальные навыки оказываются утраченными, зато имеется тяжелый багаж в виде специфической манеры общения, жаргона. У этих людей другое восприятие времени, им чрезвычайно сложно встроиться в жизнь, в которой они отсутствовали несколько лет, – поясняет Дарья Уварова. – Они заранее убеждены, что попытки наладить нормальную жизнь обречены на неудачу. Мол, зачем идти в службу занятости, пытаться выстроить новые отношения, ведь известно, что ты такой никому не нужен… Нам важно показать человеку, что можно что-то сделать. Мы развиваем у заключенных чувство уверенности в себе, учим взаимодействовать с окружающими, уходить от конфликтов или разрешать их мирным путем.
Работа ведется и с родственниками осужденных – их консультируют, как выстроить контакт с человеком, находящимся в месте заключения, как вести себя с тем, кто вернулся из колонии. Разумеется, это возможно только по желанию родственников и при получении разрешения со стороны руководства учреждения.
– Главной профессиональной ценностью для нас выступает личность, ее уникальность, способность к саморазвитию, – говорит Дарья Леонидовна. – Психолог, как и врач, не вправе отказать осужденному в помощи исходя из тяжести совершенного преступления, по политическим, идеологическим, религиозным, национальным или каким-либо другим причинам. Психолог несет личную ответственность за объективность и достоверность выводов по результатам проводимых исследований и диагностических процедур, за качество составленных характеристик, выданных рекомендаций, а также за сохранность конфиденциальной информации.

Эта служба
и опасна, и трудна
Работа с персоналом начинается с момента изъявления человеком желания поступить на эту, без сомнения, очень тяжелую и ответственную службу. Психологи лаборатории проводят первичный профессионально-психологический отбор кандидатов на службу или учебу в органы и учреждения ФСИН, оказывают помощь молодым сотрудникам, курсантам и слушателям в профессиональной и социально-психологической адаптации к условиям службы. Изучают их личности при назначении на службу.
Специалисты контролируют динамику психологических состояний персонала, консультируют работников по вопросам профессионально-служебной деятельности, а также проводят индивидуальные консультации как самих сотрудников, так и членов их семей по самым разным вопросам, возникающим в обыденной жизни.
А проблемы могут быть самые разные: отсутствие взаимопонимания между супругами, родителями и взрослеющими детьми, налаживание общения с детьми после развода родителей, выстраивание отношений с детьми супругов от предыдущих браков и многое другое. Ведь, по сути, нет таких вопросов частной жизни, которые, оставаясь нерешенными, не влияли бы на психоэмоциональное состояние и, как следствие, качество работы человека, выполнение им служебных обязанностей. На его стрессоустойчивость, наконец, что крайне важно для тех, кто служит в исправительных колониях.
Психологи оказывают персоналу помощь в преодолении кризисных ситуаций, изучают причины суицидов среди работников колонии, нарушений дисциплины и законности, текучести кадров и других негативных явлений, разрабатывают рекомендации по их профилактике, а также готовят сотрудников к действиям в экстремальных условиях.

Раскинуть карты…
Общение психологов и с сотрудниками учреждения, и с заключенными проходит в особенных условиях, совершенно отличных от тех, в которых одним приходится нести службу, а другим – отбывать наказание. И, конечно, это совершенно разные комнаты, хотя в обоих помещениях установлена удобная мягкая мебель, имеется множество живых цветов, а стены выкрашены в нежные пастельные тона. Словом, созданы условия, позволяющие человеку расслабиться и отдохнуть, отвлечься от негатива. Есть специальный стол для рисования на песке, наушники для прослушивания успокаивающей музыки и умиротворяющих звуков природы, все необходимое для занятий лепкой или рисованием.
Но в последнее время психологи чаще практикуют общение при помощи метафорических ассоциативных карт. Они представляют собой наборы карточек или открыток, на которых изображены сказочные персонажи, животные, либо это могут быть абстрактные рисунки, изображения каких-либо ситуаций или репродукции известных картин. Нередко к ним прилагаются карточки с определенными фразами. Вытягивая карты и глядя на то, что на них изображено, человек рассказывает, что он видит, и, безусловно, в одной и той же картинке разные люди видят совершенно разные вещи – исходя из того, что они пережили в прошлом, переживают и чувствуют сейчас.
Такие карты используются для обращения к психотравмирующей ситуации через метафору и тем самым запускают внутренние процессы самоисцеления человека, поиска собственного, уникального пути выхода из кризиса. Карты позволяют специалисту провести диагностику очень быстро и максимально безболезненно, потому что, играя, человек перестает «обороняться», легче раскрывается. И уже нет необходимости, уложив его на кушетку, годами допытываться, какая же детская обида наложила тяжкий отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Разобравшись в себе, под другим углом увидев свои проблемы, страдалец подсознательно запускает круг внутренних преобразований и практически исцеляет себя сам.
– Радует, что люди начинают понимать, что есть проблемы, с которыми в одиночку не справиться, и все чаще приходят за поддержкой к психологам, – улыбается Дарья Уварова. – Ведь трудно даже признаться себе в том, что именно ты – творец своей в чем-то неудавшейся судьбы… 25-летний опыт работы доказал, что психологическая служба в пенитенциарном учреждении – не дань моде, а эффективно работающая структура, позволяющая сохранить и умножить психическое здоровье сотрудников и оптимизировать условия отбывания наказания для осужденных.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий