Общество

12:20, 14 марта 2019

Не выбыть на смартe

Подготовила Ирина Мельханова
Иллюстрация Михаила ЛЕОНТЬЕВА

Интересно, что прилагательное smart в переводе с английского может означать в зависимости от контекста «умный», «элегантный», «сильный», «быстрый», «модный», «энергичный». При этом существительное smart переводится как «жгучая боль», «горе», «печаль». Чтобы первые, а не вторые характеристики «шли в комплекте» с приобретаемым смарт-устройством, вниманию покупателей и продавцов – рекомендации ре­гио­наль­ного управления Роспотребнадзора. Консультантом выступает начальник отдела защиты прав потребителей управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области Надежда Андрианова.
Покупателю

При выборе смартфона в первую очередь стоит обратить внимание на своевременное доведение продавцом необходимой и достоверной информации о товаре. Если проблемы возникают уже на этом этапе, имеет смысл развернуться не раздумывая.
Выбрав понравившуюся модель смартфона, убедитесь, что в комплект входит инструкция по эксплуатации на русском языке, аккумулятор и сетевое зарядное устройство. В зависимости от модели комплектация может быть расширена. Сам аппарат должен быть покрыт тонкой прозрачной пленкой, защищающей его поверхность от царапин во время транспортировки.
Следующий этап – проверка функционирования аппарата: попробуйте позвонить.
Поговорить со смартфона нужно как минимум минуту, чтобы убедиться, что вас хорошо слышно, а вы без перебоев слышите абонента. Для проверки сенсорного экрана следует зайти в меню и поочередно нажать на все без исключения иконки приложений. Обычно они расположены практически по всей площади дисплея, и, нажимая на них, можно выявить так называемые слепые пятна – места, где по каким-то причинам сенсор реагирует на нажатия плохо или не реагирует вовсе.
Смартфоны включены в Перечень технически сложных товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ. Это означает, что если в таком устройстве обнаружатся недостатки в течение 15 дней со дня покупки, то потребитель вправе вернуть товар продавцу и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо его замены на товар этой же или другой марки (модели, артикула) с перерасчетом покупной цены.
Если недостаток проявился по истечении 15 дней после покупки, у потребителя есть право только на его безвозмездное устранение.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец проводит экспертизу за свой счет.
При отказе продавца в удовлетворении требований потребитель вправе обратиться в суд.
Доказательством предъявления конкретного требования продавцу является вручение претензии. В случае отказа продавца от принятия претензии ее можно направить заказным письмом с уведомлением о вручении (один экземпляр претензии остается у покупателя).
Покупая смартфон, потребитель должен отдавать себе отчет, что вернуть его, если он разонравился или по каким-то параметрам не подошел, нельзя.
Это установлено Правилами продажи отдельных видов товаров, которые предусматривают, что качественные смартфоны, как технически сложные товары, не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар другой модели или цвета.
Продавцу

Лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество и комплектность товара. Если кассовый чек на товар не содержит необходимой информации, то вместе с ним покупателю передается товарный чек.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.
Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, иным уполномоченным лицом) регламентировано статьей 20 Закона «О защите прав потребителей», предусматривающей, что срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней. В случае отсутствия письменного соглашения сторон недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения.
В отношении смартфонов и других товаров длительного пользования продавец обязан в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Но следует обратить внимание, что это осуществляется лишь по требованию потребителя.
В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался.
Отказ в гарантийном обслуживании товара по причине его представления в ремонт не в полной комплектации, включая упаковочные принадлежности, незаконен.
За нарушение сроков устранения недостатков товара и отказ в предоставлении в пользование подменного товара продавец несет ответственность в виде неустойки в размере 1 процента цены товара за каждый день просрочки. Кроме того, потребитель вправе изменить требование по своему выбору, в том числе – отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

———————————

Согласно статистике Управления Роспотребнадзора по Тульской области торговля смартфонами на сегодня является одной из сфер, где традиционно фиксируются нарекания от потребителей. Возглавляют антирейтинг на протяжении последних лет торговые организации, осуществляющие комиссионную торговлю под брендом «Мобайл Опт». Основные претензии потребителей: приобретение смартфонов, не обладающих заявленными свойствами; отказ продавцов от приема претензий и некачественных товаров; нарушение сроков гарантийного ремонта. По искам управления в течение шести последних лет такие организации ликвидировались и перерегистрировались 8 раз.


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему