Общество

11:15, 05 февраля 2019

Новшества начинаются с регистратуры

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Завтрак представителей СМИ региона с министром здравоохранения Андреем Третьяковым состоялся в зале приемов Корпорации развития. Чай с пирожками действительно способствовал доверительной обстановке.

– Что увидела моя команда, прибыв в Тулу? – спросил Третьяков. И ответил: – Мы увидели огромные очереди в поликлиниках, невозможность попасть на прием, и именно это вызывало основную массу жалоб. Росло недовольство населения работой скорой помощи, а сельское здравоохранение вообще выпадало из системы.

Кому выгодны очереди?
Обнаружив, что очереди в поликлиниках «живые», когда люди приходят без предварительной записи и сидят перед врачебным кабинетом часами, министр очень удивился. Идти к врачу наудачу (попаду – хорошо, не попаду – завтра приду) можно только вообще не подозревая, что так уже давно никто нигде не делает. Информационная система на рабочих местах врачей уже была, но ей практически никто не пользовался, предварительная запись на прием составляла не более 5–7 процентов. Это позволяло доктору опоздать на час-полтора, задержавшись на вызовах, уйти раньше вообще без объяснения причин, отлучиться с приема на часовое совещание. Пациенты даже не пытались негодовать, поскольку так было всегда и это считалось нормой.
Проанализировав, что на самом деле происходит, Третьяков выяснил, что никто из докторов положенные на ставку часы не отрабатывает. А комкать прием им необходимо из-за того, что, кроме основной работы, у каждого есть еще подработки в паре мест и там тоже следует появляться. В сумме у специалистов выходили приличные заработки, хотя качество работы неминуемо страдало – сразу во всех ЛПУ. Вести этот рутинный чес по поликлиникам можно было только при наличии живых очередей, когда тебя невозможно привязать к назначенному времени ни на одном из рабочих мест.
Чтобы изменить незыблемое положение вещей, требовалось немалое мужество. Наступление на кровные интересы медицинского сообщества грозило скандалами и оттоком кадров. Но министр заставил врачей отрабатывать на ставку 7 часов 42 минуты, а уж после этого времени, так и быть, подрабатывайте где хотите. Прием по предварительной записи был доведен до 80 процентов от всего приема, и это лишило возможности встать и уйти в любой момент. Правда, по признанию Андрея Третьякова, врачи и сейчас порой проявляют чудеса изобретательности, самостоятельно записывая к себе больных, которые об этом понятия не имеют.
У лечебных учреждений отсутствовал единый график работы, но теперь они ждут больных и в субботу, а дежурные врачи – и в воскресенье. Число модулей инфоклиники приближается к московским стандартам, последний из них – электронный больничный. Правильно выстроив расписание приема специалистов, руководство минздрава ликвидировало многочасовые очереди перед врачебными кабинетами без дополнительного привлечения кадров.

Бережливые поликлиники – всерьез и надолго
Сколько на самом деле требуется специалистов – большой вопрос. Норматив рассчитывался по прикрепленному населению. Но, как утверждает Третьяков, прикрепленное население никогда не посещает поликлинику в полном составе. Всего лишь 25 процентов жителей ходят в медицинскую организацию регулярно, а остальные либо не бывают здесь вообще, либо оказываются в поликлинике по поводу травмы или чего-нибудь в этом роде. Поэтому реально врачей здравоохранению нужно куда меньше, чем всегда считалось. В прошлом году в ре­гио­наль­ную медицину пришли работать около 400 новых докторов.
– И сейчас, – утверждает министр, – есть нехватка участковых педиатров, лор-врачей, окулистов, а всех остальных специалистов хватает.
Технологии организации лечебного процесса в бережливых поликлиниках окончательно разгрузили коридоры от ожидающих. В поликлинике нового типа все просчитано по шагам, кабинеты скомпонованы в соответствии с их общими задачами, карты подбираются заранее, справки выдаются в специальном месте, врач работает только на пациента. Перед кабинетами очередь не превышает двух-трех человек, и то возникает чаще всего потому, что пациенты так и не отвыкли приходить заблаговременно. Бережливые технологии пришли в медицину всерьез и надолго – так, как раньше, уже не будет. Это в разы уменьшило количество жалоб от населения.

Год онкологии
2019-й в Тульской области объявлен годом борьбы с онкологией. На развитие онкологической службы выделены большие деньги. Здравоохранению необходим прорыв.
– В регионе была самая высокая в РФ смертность от онкологических заболеваний. И не потому, что у нас самый пожилой регион. А потому, что онкологическая служба работала на самоход, то есть с теми больными, которые сами пришли к онкологу – с развернутой клиникой заболевания. Активная выявляемость рака, когда заболевание обнаруживается врачами – без предъявления жалоб больным, – была низкой. А запущенный рак лечить большого смысла не имеет: пациенту уже невозможно эффективно помочь. Операции по поводу злокачественного новообразования делались в большинстве лечебных учреждений, после чего больного отпускали на все четыре стороны, химия и лучи назначались только тем, кто попадал в поле зрения онкологической службы. Это очень странный подход, даже не хочется произносить, как это называется, – сказал министр.
Не было маммологического центра, маммологического отделения. Теперь все это есть, а онкологическая служба централизована. Профильные отделения в Новомосковске и Щекине вошли в структуру областного онкодиспансера, у всех пациентов появились равные возможности при получении медицинской помощи.
В этом году будут открыты три амбулаторных онкологических центра, в следующем еще два с койками дневного стационара для проведения химиотерапии.
В первом квартале закупается новейший линейный ускоритель в онкодиспансер, но и тот, что работает сегодня, будет продолжать это делать. В 2020 году будет построен каньон в Новомосковске и закуплен еще один линейный ускоритель.
Главное, чтобы население перестало бояться онкологов и не откладывало поход к ним. Рано обнаруженный рак – совсем не приговор.

А где культура?
– Знаете, что труднее всего изменить? – спросил журналистов министр. – Труднее всего изменить отношение медицинского работника к пациенту. Мы делали бережливые поликлиники с дизайнерским ремонтом. Это стало возможно благодаря губернатору Алексею Геннадьевичу Дюмину, который нашел для выполнения задачи спонсорские средства. Но в красивых стенах начинали работать те же люди, и вопрос: «Куда ты прешь с грязными ногами?» – все еще звучит. Мне, как руководителю, очень сложно влиять на эту ситуацию, я могу только ставить такую задачу перед главными врачами.
По глубокому убеждению Андрея Третьякова, поликлиника начинается с регистратуры – как театр с вешалки. И регистраторы, картоноши, администраторы зала – те люди, которые формируют сегодня негативное отношение пациентов к медицинской отрасли. Пока их поведение не изменится к лучшему, у населения будет сохраняться недовольство здравоохранением. Это задача не только ре­гио­наль­ного минздрава, воспитание новых кадров – задача всего общества. Давайте решать ее вместе.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему