Общество

21:08, 01 ноября 2012

От богадельни к реабилитационному центру

На заседании общественного совета при министерстве здравоохранения и социального развития обсуждалась проблема для нашей области архиважная – создание геронтологической службы. Это ведь действительно странно: в самом старом (по среднему возрасту жителей) регионе страны нет врачей- геронтологов и отработанной системы ведения пожилых больных.

С соответствующими инициативами выступил заведующий кафедрой социально-педагогических наук, социологии и политологии ТГПУ имени Л.Н. Толстого Владимир Фокин.
Но поначалу с ходом исполнения долгосрочной целевой программы «Повышение качества жизни старшего поколения Тульской области на 2011–2015 годы» членов совета ознакомила директор департамента социального развития Наталья Николаева. Она сообщила, что в нашем регионе сложилась сеть социальных учреждений, которые соответствуют современным требованиям. Несмотря на то что долгосрочная целевая программа несколько раз урезалась в соответствии с возможностями бюджета, дома-интернаты постепенно превращаются из учреждений, предоставляющих только услуги по уходу, в реабилитационные центры. Торховский психоневрологический интернат после реконструкции просто не узнать, Товарковский тоже обрел второе дыхание. Но есть и крайне проблемные учреждения, такие как построенный до 1917 года Белевский интернат и нуждающийся в полной перестройке Северо-Агеевский. Продолжительность жизни подопечных в последние годы выросла, сейчас она составляет в среднем 14 лет после помещения в учреждение. Ведь не у каждого есть возможность дома кушать 5–6 раз в день. В прошлом году интернатами получено 14 новых автомобилей, закуплено несколько компьютеров, чтобы пожилые люди имели возможность решать какие-то вопросы по Интернету. Не снимается с повестки дня только проблема обес­печения кадрами, поскольку зарплата в социальных учреждениях в два раза ниже, чем в медицинской отрасли.
К сожалению, иногда ничто не может убедить родственников беспомощного человека взять на себя труд ухаживать за ним.
– У нас был не так давно ужасный случай, – рассказала Наталья Николаева. – Из больницы выписали после инсульта пожилую женщину, ее взяла сестра, а через некоторое время привезла к дверям дома-интерната и оставила на пороге на одеяле. К сожалению, в области пока не было прецедентов, когда пожилые люди подают в суд на детей за невыполнение алиментных обязательств. 130 фамилий значатся сегодня в листе ожидания на устройство в социальные учреждения, и я думаю, что этот список вряд ли когда-нибудь иссякнет.
Профессор Владимир Фокин, председатель Тульского геронтологического общества, о котором, откровенно говоря, почти ничего не известно, вынес на суд собравшихся несколько предложений, направленных на совершенствование соцработы со стариками. В частности, он посоветовал ввести должность главного гериатра области. Во многих регионах России в составе министерств или департаментов здравоохранения такая должность имеется, а у нас, где пожилые люди составляют треть населения, ее нет. Врача-геронтолога не найдешь ни в одной из поликлиник, но медицинское сообщество это даже не обсуждает…
Главный врач Тульской областной клинической больницы Александр Симонов возразил, что в поликлиниках геронтологи пока не нужны. Куда эффективнее и экономичнее организовать методический геронтологический центр, где врач будет оказывать консультативную помощь не пациентам, а специалистам первичного звена: как работать с престарелыми людьми. Эти функции могут быть возложены на региональный госпиталь ветеранов войн и труда, как это сделано в Московской области. Именно за такую схему и проголосовал общественный совет.
Кроме того, Владимир Фокин предложил инициировать начало подготовки в педагогическом университете магистров со специализацией в социальной геронтологии и врачей-гериатров в медицинском институте ТулГУ, расширять компьютерный всеобуч граждан пожилого возраста, пропагандировать активное долголетие с помощью СМИ и поддерживать привлекательные для региона инициативы инвесторов по созданию частных социальных учреждений.
Последний пункт вызвал некоторое недоумение членов общественного совета. По сведениям Натальи Николаевой, месяц пребывания в частных социальных приютах Московской и Ленинградской областей стоит от 30 до 60 тысяч рублей. В меньшей стоимости инвесторы не заинтересованы, а платежеспособность пожилого населения тульского региона далека от возможностей столичных пенсионеров. На нашей почве может быть жизнеспособным только государственно-частное парт­нерство. Будут предложения – будем рассматривать.
Екатерина ГАРБУЗОВА
Евгений ЛАТЫШЕВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему