Общество

10:20, 12 апреля 2013

Почтовикам без модернизации не обойтись

Работать по-новому получается не у каждого. Одни не могут, другие не хотят. К примеру, в прошлом году, когда разговоры о сдельной форме оплаты труда почтовиков превратились в реальность, значительная часть сотрудников  одного из отделений связи Чернского района написали заявления об увольнении. И это только одна из проблем, которые сегодня стоят перед «Почтой России». Впрочем, объективности ради нужно признать, что они еще и решаются. О том, как – наше интервью с директором УФПС Тульской области – филиала ФГУП «Почта России»  Константином ВАСИЛЬЕВЫМ.
Индекс скорости
– Константин Викторович, первые упоминания о почтовой связи на Руси относятся к XVI–XVII векам. В них говорится о государевых ездовых и надлежащем количестве лошадей, которые имеются во всех частях державы, обязанности проезжать по 100 километров в день, отсутствии признательности и постоянной угрозе кнута и тюрьмы. Что изменилось с тех пор?
–   Если не брать во внимание, что почту теперь доставляют с помощью современного транспорта, а система поощрений и наказаний прописана в трудовых договорах, то, пожалуй, самым главным новшеством стало появление автоматизированных сор­тировочных центров. С апреля 2011 года вся корреспонденция, исходящая от туляков и входящая в наш регион, обрабатывается и сортируется в АСЦ, расположенном в поселке Львовском Подольского района Московской области, где обслуживаются девять областей Цент­рального федерального округа. Еще один центр, находящийся в Санкт-Петербурге, работает с четырьмя регионами северо-запада России. Запуск АСЦ стал первым шагом к уменьшению количества тяжелого труда, ведь начиная с тех самых стародавних времен сортировка почты шла вручную. Всего же, по оценкам специалистов, для качественной работы «Почты России» необходимо ввести в действие как минимум 36 таких предприятий. К слову, в США (территория в 1,8 раза меньше России) действуют 528 АСЦ, в Финляндии (территория в 50 раз меньше) – 135. В нашей стране, как вы поняли, их пока только два.
– Любые технологии подра­зумевают, что пользователь будет следовать определенным требованиям.
– Да, для АСЦ нужно правильное указание адреса и индекса. Лет двадцать назад этому учили даже в школе. Однако строгое предписание выполняется не всеми, поэтому часть писем и посылок приходится обрабатывать вручную. А отсюда, естественно, увеличение времени доставки. Прибавим к этому недостаточный уровень развития дорожной инфраструктуры страны, зависимость почты от компаний-перевозчиков, высокий уровень износа техники. И что же в результате? Если внутри Тульской области в контрольные сроки проходит более 90 процентов корреспонденции, что соответствует нормативам, то по межобластному потоку – всего 66.
– Один из читателей рассказал нам, что ждал заказ из Сингапура больше месяца. Современные технологии позволяют проследить весь путь корреспонденции от отправителя до получателя. Оказалось, что десять дней посылка хранилась в отделении связи, которое обслуживает район Зеленстроя.
– К сожалению, отделение, о котором идет речь, долго находилось в состоянии ремонта и не могло действовать на полную мощность. Сейчас его сотрудники перешли на обычный режим работы, и многие нарекания сразу остались в прошлом.
– Сами работники отделений связи, говоря о причинах задержки писем и уведомлений, часто сетуют на нехватку почтальонов и их неимоверную загруженность в период отпусков.
– Не буду спорить, такая проблема действительно есть. Скажу больше – в конце весны увольняются часть почтальонов пенсионного возраста, чтобы провести лето на даче, а осенью снова возвращаются на работу. Операторов тоже подчас не хватает. К сожалению, не могу сказать, что из желающих трудиться на почте выстраивается очередь. А ведь в советские времена эта работа считалась престижной, туда брали  специалистов, которые умели общаться с людьми, имели хорошее образование и отличались высокими моральными качествами. До сих пор у нас трудится множество почтовых династий. Но сегодня средняя зарплата работников не превышает 11,5 тысячи рублей, 249 почтовых должностей остаются вакантными. Неудивительно, что порой к нам попадают случайные люди: один нахамит клиенту, другой создаст очередь…  
–  Кстати, об очередях. Сейчас многие структуры вводят принцип «одного окна». На почте он существует давно, но и нареканий вызывает немало. К одному оператору стоят с подпиской, с переводами, с платой за коммунальные услуги. Но вот появляется юридическое лицо, отправляет 30 заказных писем – и это уже настоящая катастрофа!
– Принцип «одного окна» вполне оправдан и имеет свои минусы, когда речь идет о юридических лицах и «тяжелой почте», то есть посылках. Для них по возможности должны оборудоваться специальные окна. Кстати, в Новомосковске скоро откроется отделение связи, которое будет работать исключительно с юридическими лицами. Мы рады, что глава администрации Вадим Жерздев пошел навстречу «Почте России», в результате наш общий проект получил реальное воплощение. Это направление мы будем развивать и дальше.
– А есть взаимопонимание с областным правительством?
– К счастью, да. Благодаря личному содействию губернатора Владимира Груздева в июле прошлого года между правительством области и «Почтой России» было подписано соглашение о сотрудничестве. В 2012-м общая экономия финансовых средств от взаимодействия с органами власти региона составила больше трех миллионов рублей. Думаю, что со временем наши контакты станут еще эффективнее. В Санкт-Петербурге, к примеру, отделения связи освобождены от арендной платы, в Нижнем Новгороде делают ремонт за счет областного бюджета.
В Туле на сегодняшний день отремонтированы, причем в едином корпоративном стиле, все 34 отделения связи. Зимой и летом там поддерживается оптимальная температура, удобно размещаются посетители. Но в области действуют 559 отделений, более полусотни нуждаются в срочном обновлении, а на собственные средства каждый год ремонтируются в корпоративном стиле не больше восьми. К сожалению, многие помещения мы арендуем, поэтому комфортные условия труда и приема граждан присутствуют не везде. И если идут жалобы на духоту или холод – это тоже справедливо.
Письма или тушенка?
– Константин Викторович,  чем можно заинтересовать людей, которые могли бы прийти к вам на работу?
– Как любая госструктура, мы действуем строго по Трудовому кодексу. На предприятии  каждый год проводятся конкурсы профессионального мастерства, совместно с областным профсоюзом работников связи – летние и зимние спартакиады. Во время каникул детям сотрудников «Почты России» предоставляются частично оплачиваемые путевки в санатории и лагеря отдыха. Люди, проработавшие длительное время, даже уволившись, получают материальную поддержку к профессиональным праздникам.
Кроме того, сегодня на почте внедрена сдельная форма оплаты труда, и люди коммуникабельные, инициативные могут получать значительную прибавку к окладу. Процент начисляется за каждую продажу и услугу. Например, в тульских отделениях связи есть почтальоны, зарплата которых превышает 20 тысяч рублей.
– Почему же в Чернском рай­оне это новшество приняли в штыки?
– Потому что не каждый готов – в силу возраста или нежелания перестраиваться – брать в сумку лишние комплекты журналов, шампуня, тушенки и везти это на велосипеде или тележке потенциальным покупателям. Но скрытые резервы у нас есть – мы работаем, объясняем, приводим положительные примеры.
– Может, разумнее остановиться на посылках, письмах и переводах, отказавшись от  продажи мыла и сухариков?
– «Почта России» несет на себе огромную социальную  функцию, охватывая 100 процентов населения. В нашей области, да и по всей стране, есть деревни, куда автолавка не приезжает, а поч­тальоны ходят – носят письма, газеты, «чернобыльские», пенсии по старости и инвалидности, продукты и бытовую химию. «Несвойственные функции», которые почта «тянет» с девяностых годов прошлого столетия, помогают ей выжить. 73 процента отделений связи Тульской области (все они расположены в сельской местности) являются нерентабельными. Но речь о закрытии не идет, наоборот, мы пытаемся насытить их услугами, чтобы они зарабатывали больше.
Лимон нельзя выжимать бесконечно
– В почтовых услугах важнейшее значение имеют два параметра: шаговая доступность и качество. В Тульской области с первой особых проблем нет, но второе вызывает немало нареканий…
– Тульский филиал ФГУП «Почта России» – один из 83, работающих в стране. Поэтому, по большому счету, все наши достижения и недостатки – это достижения и недостатки огромной системы. Более 20 лет в почту как федеральную структуру практически не вкладывались деньги. Ресурс прочности, накопленный в советские годы, был выработан еще в девяностые, а модернизации так и не случилось. Чтобы хоть как-то уйти от проблем, почта вводит новые услуги, повышает производительность труда. Но лимон нельзя выжимать бесконечно. Государство должно если уж не помогать, то хотя бы компенсировать в полном объеме убытки, которые мы несем, реализуя социальные функции.
– Каким вы видите будущее «Почты России»?
– Сегодня существуют три альтернативных сценария развития «Почты России»: первый – поддержание существующей модели бизнеса; второй – сокращение неокупаемых затрат с неминуемым закрытием 2/3 отделений связи; и, наконец, третий – ориентация на рост объемов оказываемых услуг за счет перестройки логистических и сетевых процессов для повышения качества услуг в соответствии с ожиданиями потребителей. Понятно, что самым лучшим был бы последний вариант. Он возможен при изменении правовой формы «Почты России» на ОАО со стопроцентным государственным участием.
Людмила ИВАНОВА
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему