Общество

09:00, 08 мая 2014

Поезд памяти

 Людмила ИВАНОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Вот уже пятый год подряд по сложившейся традиции накануне 9 Мая с Московского вокзала Тулы отправляется в путь Поезд памяти. Его пассажиры – участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, бойцы Российской армии и школьники.
Дорога жизни
6 мая маршрут Поезда памяти начался с платформы № 1. Сотни туляков собрались у Московского вокзала, чтобы проводить состав с  фронтовиками и их потомками.
– Наш поезд отправляется из города-героя Тулы до станции Чернь. Осенью 1941 года, когда фашисты без боя заняли Орел, перед оккупантами открылась прямая дорога на столицу. Казалось, до сердца страны – рукой подать, – обратился к собравшимся заместитель начальника Московской железной дороги по территориальному управлению Александр Потапенко. – Но на пути гитлеровцев встали защитники Тульской земли, а железная дорога оказалась той живоносной артерией, по которой войска Красной армии получали подмогу – оружие, пополнение, продовольствие. Для тысяч человек наша стальная магистраль стала дорогой жизни. Каждый километр был полит кровью солдат и мирных жителей. Чтобы вспомнить о них и подчеркнуть историческое значение города оружейников в годы Второй мировой войны, мы организуем Поезд памяти. Преклоняемся перед ветеранами и пытаемся донести до молодежи свет немеркнущей славы прадедов, поэтому на каждой станции от Тулы до Черни в наш состав будут подсаживаться школьники, которые совсем скоро поведут страну-победительницу в будущее.
– Наверное, это символично, что поезд отправляется в путь в день Георгия Победоносца. Мы поклонимся могилам защитников Родины и пообщаемся с теми, кто сражался на фронтах и трудился в тылу. Встретимся с юными земляками и передадим им эстафету нашей памяти, – отметил  председатель совета ветеранов Тульского региона Московской железной дороги Владимир Глушко.
Печаль моя вечна
– По вагонам! – прозвучала команда начальника поезда. Старики и молодежь заняли свои места, и состав тронулся в путь. Шесть вагонов, 250 человек, 40 из них видели вой­ну своими глазами. В руках пассажиров – живые цветы. На груди – банты из георгиевских ленточек. В головном вагоне – венки героям. Из динамиков звучат песни военных лет, а за окнами мелькают станции…
Осенью 1941 года передним краем обороны Тулы оказалась Ясная Поляна. 29 октября здесь шли тяжелые бои. Взорвав мост, погиб 19-летний лейтенант Петр Терпугов, командир взвода 491-го отдельного саперного батальона. Имя героя установили тульские поисковики. Могила бойца находится в семидесяти метрах от стального полотна. Пассажиры Поезда памяти несут к нему алые гвоздики…
В поселке Лазарево Щекинского района, неподалеку от железнодорожного вокзала, расположена скульптурная группа «Скорбящая мать и пионер». Рядом в братской могиле лежат тела воинов 50-й армии и тех, кто умер от ран в 108-м отдельном медсанбате. Сюда же в июле 1949 года были перенесены останки воинов из 35 братских и индивидуальных могил, которые находились в округе. Всего здесь покоятся 216 человек. 156 из них до сих пор безымянные. Траурный венок ложится к гранитной плите.
У старушки, сидящей в вагоне  Поезда памяти, на глаза навернулись слезы:
– Мне сейчас 90 лет, а на войне я была с 25 июня 1941 года, – рассказывает Тамара Александровна Пономарева. – Училась в калужском техникуме, собиралась на каникулы. А как сообщили о нападении немцев, всех отправили работать в госпиталь. В Калугу сразу стали доставлять раненых. Привезли одного молодого парня – все лицо завязано. Он все просил письмо написать. Я села рядом, он продиктовал: «Дорогие, я на лечении». И потерял сознание. А на следующий день умер. Всю жизнь печалюсь, что так и не узнала его адреса и не написала родным. Кто знает, может, они до сих пор его ищут? После войны я окончила вуз, 42 года проработала на станции Тула, села сегодня в Поезд памяти и всю дорогу думаю о тех, кого потеряла…
Материнский наказ
Поезд тем временем подходил к станции Плавск. Здесь установлены памятная доска и бюст уроженцу деревни Синявино, первому дважды Герою Советского Союза летчику Борису Феоктистовичу Сафронову. 
– Мы жили неподалеку от Плавска, в деревне Масловке, – вспоминает Лев Николаевич Кулешов. – В 1941году мне было три года. Бабушка рассказывала, что немцы, идя на Тулу, забрали всю скотину. А весной 1945-го по деревне разнеслось: «Войн-а-а ко-о-ончилась!». Ой весело гуляли!..
У здания железнодорожного вокзала Горбачево находится братская могила 128 бойцов 119-й стрелковой дивизии. Они погибли 29 июля 1942 года, защищая станцию во время вражеского авианалета. В депо Скуратово размещалась база бронепоездов. Четыре дивизиона дислоцировались на станции Чернь. В их состав входили прославленные «Туляк», «Илья Муромец», «Козьма Минин»… Именно здесь, у единственного в России монумента бронепоездам, завершился маршрут Поезда памяти. Митинг, возложение цветов к мемориалу, залпы оружейного салюта – так отдали дань памяти павшим героям туляки и наши соседи – железнодорожники Орловской области, делегация которых приняла участие в торжественных мероприятиях. А еще среди гостей было трое жителей Рязанщины: Геннадий Петрович Борисов, его сын и внук, которые приехали, чтобы возложить букет к братской могиле у вокзала, где покоится их родственник. Они узнали об этом совсем недавно и плакали:
– Мама искала своего родного брата Долгова Алексея Яковлевича всю жизнь. Не нашла. И наказала сделать это нам. Спасибо всем добрым людям, которые похоронили нашего героя и смогли установить его имя.
…Неизвестно, наступит ли время, когда День Победы люди будут праздновать без слез. Но Поезд памяти снова и снова пройдет по местам боевой славы.  На Тульской земле есть еще один традиционный маршрут: Тула – Белев. Станции Упа, Черепеть, остановка «Мышбор»... Здесь тоже каждая пядь земли полита кровью.
Фоторепортаж
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий