Общество

08:54, 17 августа 2017

Погибшие в тылу

Сергей МИТРОФАНОВ

Морские авиаторы – в том числе и тульские, погибшие в Приморском и Хабаровском краях с 1934 по 1959 год. Не ошибемся, если скажем: вряд ли даже маститые местные краеведы могут что-либо поведать на эту тему. Зато у Приморского поискового объединения «АвиаПоиск» информации накопилось так много, что родилась идея опубликовать материал в книге. Его, кстати, хватило на два тома объемом 360 и 450 страниц каждый!

Сведения для издания «Ушедшие в туман» (его тираж – 1000 экземпляров) энтузиасты собирали 10 лет: перелопачивали документы двух военных архивов, записывали воспоминания родных погибших летчиков и их сослуживцев и, конечно же, выезжали туда, куда когда-то рухнули краснозвездные авиамашины. В новинку включено более 700 цветных и черно-белых фотографий, схем аэродромов, планов мест падений самолетов…
Книга интересна тем, что ее автор Ярослав Ливанский восстанавливал до мельчайших деталей ту или иную воздушную трагедию. Теперь туляки узнают, на каких самолетах отправлялись в свой последний полет наши земляки, что конкретно с ними случилось и в какое время.
Одна из катастроф произошла летом 1944 года. На истребителе И-16 в небо поднялся младший лейтенант Матвей Долженков, уроженец деревни Маслов-Хутор Воловского района, участник Советско-финляндской войны.
– При выполнении полета в районе полигона Бархатная летчик потерял ведущего. Чтобы восстановить ориентировку, боясь столкновения, резко взял ручку управления на себя, в результате чего потерял скорость и сорвался в правый штопор, – говорит Ярослав Владимирович. – При выходе из него с углом 80 градусов врезался в землю в 800 метрах от полигона Бархатная и
погиб.
А 15 августа того же года при ведении учебного группового воздушного боя столкнулись два самолета. В результате удара оба борта разрушились в воздухе и падали по частям. Летчиком самолета, подвергшегося удару, был заместитель командира авиаэскадрильи старший лейтенант Замазиев. Его выбросило из кабины. И он воспользовался парашютом. Летчик ударившего самолета старший лейтенант Илья Трошин, сидевший за штурвалом МиГ-3, погиб. Он родился 30 января 1918 года в деревне Большое Гурьево Дубенского района. Обломки упали в 2 километрах севернее аэродрома Седанка.
– 3 февраля 1944-го Ил-2 выполнял комплексный полет. При возвращении на аэродром штурмовик загорелся, – приводит еще одну давнюю печальную историю автор книги. – Вначале у мотора появился белый дым, затем черный с пламенем. Самолет перешел в отвесное пикирование, ударился о землю в 1,5 километра от станции Озерные Ключи и сгорел. Причиной случившегося явился производственный дефект вкладыша шатуна – недоброкачественная заливка свинцовистой бронзы, повлекшая перекрытие доступа масла, перегрев шейки вала, разрушение шатуна, стенок нижнего картера и воспламенение масляной смеси. В составе экипажа был уроженец Чернского района младший лейтенант Михаил Тимохин, 1920 года рождения. Он погиб.
Это всего лишь несколько эпизодов с участием наших земляков. В книге также говорится об уроженцах Одоевского и Арсеньевского районов. Труд планируется рассылать в администрации регионов России, библиотеки и военные комиссариаты, а также близким и однополчанам морских авиаторов. Дело остается за печатью. А она сейчас недешевая. По словам Ливанского, цена вопроса – 1 миллион 775 тысяч руб­лей. Сейчас энтузиасты ведут сбор средств на издание книги. Тех, кто готов оказать содействие объединению «АвиаПоиск», его представители просят написать в соцсеть: vk.com/aviapoisk_dfo

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему