Общество

00:00, 12 мая 2018

Портрет любимой: как выглядит УК мечты?

Дом как игрушка: сравнение, визуализирующее мечту, в воображении рисует сказочные картинки. Однако реальность имеет свойство дополнять, а то и вовсе корректировать идиллические образы. Ведь в ней управление многоквартирным домом – это бизнес! А потому плоха та «управляшка», которая стремится только к деньгам, а о том, как «подрастить» свою конкурентоспособность на рынке услуг, не думает. Для того чтобы успешно конкурировать с другими, всего-то и надо, что заработать кристально чистую репутацию и ответственно относиться к содержанию жилфонда. Да, всего-то два пункта, но, согласитесь, каких всеобъемлющих. Так какой же должна быть идеальная управляющая компания? На что стоит обращать внимание при выборе УК и куда обращаться, если она не соблюдает требования закона, «Тульским известиям» рассказали эксперты.

Светлана КУЗНЕЦОВА
Сергей КИРЕЕВ

Прошлой осенью в Киреевске по поручению губернатора Тульской области Алексея Дюмина состоялась встреча членов правительства региона, местных властей, жителей и представителей управляющих компаний. Поводом для встречи послужили жалобы на работу УК, которые поступили в адрес главы региона во время его визита в район.
В ходе серьезного разговора было озвучено, что коммунальщики обслуживают жилфонд из 25 тысяч человек. И положительных отзывов на работу управляющих компаний нет. Более того, организациям неоднократно выносили предписания, руководителей привлекали к административной ответственности, но это не возымело действия. УК не реагировали на обращения жителей, не представляли отчетов, а хоть как-то работать начинали только после «взбучки» от контролирующих органов.
К сожалению, пример Киреевского района не уникален. В отчете Государственной жилищной инспекции Тульской области за 2017 год указано, что непрозрачность работы управляющих компаний, неудовлетворительные содержание и ремонт общего имущества, неисполнение взятых на себя обязательств вызывают больше всего нареканий у жителей.

Ее прекрасные черты…
Есть множество документов, нормативных и законодательных актов, в соответствии с которыми должны работать УК: Жилищный кодекс, постановления Правительства РФ, методические рекомендации... Их соблюдение, а также внимательное отношение к жильцам и своевременное реагирование на их просьбы, отношение к управлению жилфондом как к партнерству, где у каждой стороны есть права и обязанности, – характеризуют ответственную управляющую компанию.
– Добросовестная управляющая организация – это команда специалистов, которая честно исполняет требования договора управления, слышит мнения граждан и предпринимает меры по решению проблемных вопросов собственников, – считает руководитель Центра общественного контроля ЖКХ Тульской области Анастасия Дементьева. – Чтобы дом содержался в порядке, важно действовать сообща. Сегодня реализуются программы по благоустройству и ремонту многоквартирных домов, в которых на условиях софинансирования жители совместно с управляющими организациями могут принять участие. И такие примеры в Тульской области есть. Также есть случаи, когда управляющие организации, понимающие важность оперативного решения той или иной проблемы, по просьбе жителей выполняют некоторые виды работ в рассрочку.
– Управляющая компания с момента заключения договора управления МКД должна неукоснительно соблюдать все законодательные акты, которые регулируют ее работу, – пояснил эксперт ОНФ в Тульской области ­Сергей Сапрыкин. – В своей работе управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об управляемом доме, его характеристиках и финансово-хозяйственной деятельности.
С 1 июня 2016 года сведения о деятельности управляющей компании должны размещаться в ГИС ЖКХ. Здесь вы найдете всю необходимую информацию. В случае отсутствия сведений, обязательных к размещению, смело обращайтесь в ГЖИ или прокуратуру.
Согласно Жилищному кодексу ежегодно в первом квартале всем собственникам должен быть представлен отчет о финансово-хозяйственной деятельности по управлению домом за предыдущий год. Причем отчет должен быть утвержден на собрании собственников дома. Если такая процедура не была проведена, также можно обращаться в надзорные органы.

Про рейтинг
Названия ответственных и добросовестных УК Тульской области (как и, напротив, проблемных организаций) известны благодаря ре­гио­наль­ной разработке – рейтингу управляющих компаний. Он формируется, напомним, из основных критериев: репутации управляющей компании, ее эффективности и прозрачности деятельности. Наибольшее влияние на количество баллов оказывают задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, количество обоснованных жалоб жителей, надлежащее и своевременное исполнение выданных предписаний.
Как говорят эксперты, подобный механизм публичной оценки деятельности управляющих организаций показал себя как прогрессивная мера для рынка услуг ЖКХ, обозначающая прозрачные правила игры и понятные требования к управляющим организациям, создающая для них стимулы по улучшению работы. Большая часть управляющих организаций ориентируются на рейтинг, им небезразлично свое место в этом рейтинге, они стремятся улучшить в нем свое положение, а это возможно лишь в случае надлежащего исполнения ими своих обязанностей.

Все понятно, но что конкретно?
У любой управляющей компании есть свои обязанности перед жильцами. Вроде бы все понятно, но, как поется в песне, что конкретно имеется в виду?
Это поясняет документ, разработанный в Тульской области, – единый стандарт ЖКХ. Его разработка проводилась по поручению губернатора Алексея Дюмина. Стандарт является неким сводом нормативов предоставления жилищно-коммунальных услуг и условно состоит из двух разделов: первый касается управляющих компаний и ТСЖ, второй – ресурсоснабжающих организаций.
В документе собраны и отображены: требования к договору управления, открытости УК и качеству обслуживания; требования к допустимой продолжительности перерыва предоставления услуги, проведения регламентных работ, составу и свойству услуг и т. д.
– Основные положения, содержащиеся в Ре­гио­наль­ном стандарте оказания жилищно-коммунальных услуг, зафиксированы действующим жилищным законодательством, в том числе Жилищным кодексом РФ, – пояснила Анастасия Дементьева. – Требования обязательны к исполнению. В случае выявления нарушений инспекцией ГЖИ выдается предписание. Если оно не исполняется, субъект привлекается к административной ответственности.
Также в стандарте есть такие рекомендации, как участие в ре­гио­наль­ных месяцах открытости управляющих организаций. Подобные мероприятия способствуют увеличению доступности и повышению прозрачности работы управляющих компаний, позволяют оперативно решать проблемные вопросы, которые беспокоят жителей.

Куда обращаться?
Если потребитель получает некачественные жилищно-коммунальные услуги, управляющая организация нарушает требования договора управления, не выполняются работы, то в первую очередь гражданину следует составить обращение на имя руководителя организации и изложить суть проблемы.
– Если по итогам обращения не последовало какой-либо реакции со стороны управляющей организации, гражданин имеет право обратиться в ГЖИ Тульской области для проведения проверки и принятия мер реагирования, – подчеркнула Анастасия Дементьева. – При наличии вопросов к финансовой отчетности управляющей организации и неполучении должных ответов от УК стоит направить обращение в адрес правоохранительных органов. Консультацию можно получить у специалистов ре­гио­наль­ного проекта «Народный контроль. ЖКХ» по телефонам: (48-72) 55-57-34, 8-920-791-50-10.

Обоюдная ответственность
Собственникам помещений в многоквартирном доме следует помнить, что у них есть не только права, но и обязанности.
– В первую очередь это участие в управлении своим имуществом путем создания советов многоквартирных домов. Также не стоит забывать, что собственники должны обеспечивать доступ к общедомовому имуществу, находящемуся в пределах их помещений, и приборам учета, свое­временно оплачивать оказанные жи­лищ­но-ком­му­наль­ные услуги, согласовывать перепланировки помещений, проводить годовое общее собрание, – рассказала руководитель ре­гио­наль­ного Центра общественного контроля ЖКХ.

________________________________________________________________________________

Тамара Степанцова, пенсионерка:
– Мы свою управляющую компанию никак к порядку призвать не можем: и уговариваем, и ругаемся, и звоним, и пишем. В общем, что-то к лучшему меняется только после долгих препирательств-разбирательств, жалоб. Я внимательно слежу за рейтингами УК, которые в «Тульских известиях» публикуют. И каждый раз вижу, что наша фирма в «хвосте» плетется. Из красного сектора не выходит. Мы уже с соседками обсуждали, что надо бы нам перестать воевать с этим предприятием и подыскать дому новых управляющих. Недалеко от нас есть дом, очень ухоженный, благоустроенный. Я разговаривала с тамошним старшим, так оказалось, что жильцы товарищество собственников организовали и теперь сами себе хозяева. В нашем доме так не получится сделать: люди слишком пассивные. Придется все же из действующих УК выбирать. Самое сложное – соседей на общее собрание жильцов созвать. Но ничего. Если сейчас не получится – лето ведь настает, пора отпусков, – то по осени мы с активистками дома обязательно сход организуем, а пока более пристально УК поизучаем.


Сергей Бурилин, менеджер:
– Некоторое время назад в нашем доме развернулась нешуточная борьба двух УК за право обслуживать наш дом.
Это была настоящая рекламная кампания! Все началось с того, что недовольные работой своей «управляшки» жители решили отказаться от ее услуг. Взамен нее предстояло выбрать одну из двух компаний-претенденток. Обе управкомпании не собирались покорно ждать, что кто-то решит их судьбу, и стали действовать как умели: одна из них на общение с электоратом отправила электрика, другая – водопроводчика.
Ничуть не преувеличиваю: однажды водопроводчик одной из компаний остановил нас с вопросом: «За какую УК голосовать будете?» Уговаривал голосовать за его «родную» УК. Дескать, проголосуем, и он нам в подъезде такие лампочки ввернет, что светло будет как днем.
Интересно, думаю, а что пообещает водопроводчик? Минеральную воду из крана? В этот же день в квартиру постучался водопроводчик с внеплановым осмотром унитаза. Почистил систему слива и не взял денег. Хотя мы предлагали.
Вечером по подъезду стали ходить старшие по дому и собирать подписи. Часть жильцов наглухо заперлись в своих квартирах – решение было трудным, принять его сразу не получалось. Как разорваться между замененным краном и починенной розеткой?
Наутро война брендов продолжилась. Пока жители с интересом за ней наблюдают, но рано или поздно выбор сделать придется…


Роман Вознов, инженер:
– Если спросить меня, доволен ли я работой УК, отвечу, что нет. Менять «управляшку»? Встречный вопрос: а есть ли в этом смысл? Я взрослый человек и не верю в бескорыстность фирм, это же бизнес! Задача – извлекать максимум прибыли. В искреннее стремление руководителей коммунальных предприятий хоть и хотелось бы, но не сильно-то могу поверить. Все, что собственникам квартир остается, – это требовать от УК исполнения их обязательств, а если они свою работу выполняют плохо, то следует призывать руководителей к ответу. Руб­лем в первую очередь их нужно наказывать. В нашем доме старший – очень волевой человек: если что не так, он сразу же на вид руководству УК ставит. Нет должной реакции – жалуется куда надо! В итоге с нашим старшим в «управляшке» спорить перестали: он позвонить не успеет – уже все исправлено. Но путь к такому формату взаимодействия, я бы сказал, был тернист и долог.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий