Общество

09:00, 21 марта 2014

Поверх барьеров

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Инвалид-колясочник Николай Реутов свой район знает, что называется, снизу. «Экипаж» у него старой конструкции, низенький, чтобы можно было легко достать до земли рукой. Человеку, у которого есть ноги, трудно себе даже представить, как это важно. Непреодолимым препятствием  становится все – камень, особенно бордюрный, трамвайные рельсы, размытый до ям асфальт. Тут не только колеса крутить надо, а сражаться с каждым препятствием отдельно…

С думой о пандусе
В семьдесят лет Николай Федорович уже редко выезжает за пределы ближайших к дому кварталов, хотя дел по-прежнему полно. Жена Люба (тоже колясочница) покидает дом только летом, а сыну (инвалиду по слуху) некогда по хозяйству хлопотать – работает. Поэтому толстых резиновых перчаток, в которых сподручно крутить колеса, Реутов-старший почти не снимает. Магазины, аптеки, конторы, храм… К любому адресу свой – эксклюзивный путь, состоящий из преодоления барьера за барьером.
– Нет, ну сейчас все-таки лучше стало, – дает оценку доступности среды инвалид-колясочник с сорокалетним стажем. – В «СПАР» заехать одно удовольствие: обязательно пандус есть, двери сами открываются… А вот в аптеках такого порядка нет, они, как правило, в приспособленных помещениях. Поэтому я могу только одну посетить, где порога нет. Дверь там, правда, туга до невозможности, но аптекарши меня знают, увидят через стекло и идут отворять. Выручает, что многие организации сейчас съезды для детских колясок и торговых корзин делают. По ним и инвалидам катиться можно. А вот в поликлиниках редко когда пандус устроен. Не говоря уж о том, что на второй этаж по-любому там не поднимешься…
Насчет лечебных учреждений Реутов, конечно, дока. Но пандусами обделены, кстати, не только  больницы. В региональном мин­здраве, например, их нет. В фонде обязательного медицинского страхования, медицинских страховых компаниях, где существуют службы защиты прав застрахованных, – тоже. А в областное бюро медико-социальной экспертизы ведут такие убогие ступеньки, по которым не то что колясочник, но и вполне здоровый человек забирается не без труда. Вот в Управлении Роспотребнадзора по Тульской области пандус имеется, только он предусмотрительно закрыт тряпочным «шлагбаумом»: плиточное покрытие оказалось настолько скользким, что без страховки колясочников на него не стоит пускать…
Но уже сейчас можно с уверенностью сказать: в перечисленных объектах, как и во многих других, все, что необходимо для так называемых маломобильных групп населения, к 2016 году будет. Потому что в области в 2013-м стартовала долгосрочная целевая программа «Доступная среда» с общим объемом финансирования 824 232,8 тысячи рублей.
Принять этот сложный высокозатратный документ заставила сама жизнь. Практически половину жителей нашего региона можно отнести к этим самым маломобильным группам. Доля лиц пенсионного возраста составляет почти 30 процентов, а инвалидов у нас 12 процентов от общей численности населения, и не нужно забывать о мамах с колясками – все они нуждаются в создании специальных условий. Это уже упомянутые инвалиды-колясочники, инвалиды по зрению, люди с нарушениями слуха и использующие протезы.
К началу реализации программы из всех медицинских организаций только два были полностью адаптированы для всех маломобильных граждан, из 109 объектов системы социальной защиты населения был доступен всего 21, а среди учреждений культуры полностью приспособленных к потребностям инвалидов не было вообще.
К 2016 году 600 различных объектов инфраструктуры должны будут устранить препятствия, мешающие Николаю Реутову и иже с ним чувствовать себя в окружающей среде полноценно. Горизонты инвалида уже не ограничатся придомовой территорией: 150 объектов транспортной инфраструктуры переоборудуют под его нужды. Плюсом к имеющимся еще 39 единиц городского низкопольного электротранспорта смогут их перевозить.
Программа ставит множество целей – например, создание новых рабочих мест для инвалидов и увеличение количества образовательных учреждений, где дети-инвалиды и здоровые ребята обучаются вместе. Но все начинается с самого простого: как выбраться из подъезда собственного дома и заехать в участковую поликлинику…

Подъемник
для Вани Рыкова
За три  года здравоохранение потратит на создание доступной среды более 24 миллионов рублей. В прошлом году оборудовано пандусами 10 лечебных учреждений. В Щекинской районной больнице и Богородицкой ЦРБ проведен капитальный ремонт лифтового оборудования, а в Яснополянской построен лифт. В ответ на многочисленные обращения граждан строительство лифта намечено и в Суворовской ЦРБ, но пока это на стадии оформления документации. Приобретено семь мобильных подъемников, в три лечебных учреждения они уже поступили. В этом году и в следующем оборудование ЛПУ пандусами, лифтами и подъемниками продолжится.
Образцово-показательным учреждением по части доступной среды можно считать новый корпус Центра детской психоневрологии – тот, что еще недавно назывался Тульской областной детской психоневрологической больницей.
Здесь очень хорошо видна разница между прежним отношением к инвалидам и теперешним. В старом корпусе, который в 1978 году возводился для детей с костно-мышечной патологией, то есть часто – колясочников, тем не менее вообще ничего специального предусмотрено не было. Поэтому первый из мобильных подъемников, полученных центром по программе «Доступная среда», попал именно в старый корпус. Начальник хозяйственной службы больницы Андрей Орехов демонстрирует технику в действии, спуская по ступеням лестницы колясочницу Риту. Пока гусеницы подъемника перебираются с порожка на порожек, мама другого пациента, Вани Рыкова, грустит о том, что такой машины нет в их доме:
– Мы живем на четвертом этаже в Ефремове. Ванечка весит уже 35 килограммов, и пока я еще могу выносить на улицу сперва коляску, а потом сына. Мне кажется, я даже 40 килограммов смогу осилить, но дальше – вряд ли… Мужских рук в семье нет, и я со страхом думаю о будущем. Если бы в нашем распоряжении был такой подъемник, Ваня никогда не почувствовал бы себя запертым в четырех стенах…
Доступная среда начинается в больнице сразу у входа – с просторных пологих пандусов. В холле у регистратуры всегда в достаточном количестве стоят коляски, так что на прием и процедуры можно привозить ребенка без этого транспортного устройства. Лифтов в учреждении три: два так называемых больничных, куда входят три коляски или каталка, и пассажирский. Лестничные марши оборудованы перилами трех уровней: для малышей, детишек постарше и взрослых. В бассейне есть кресло-подъемник, на котором детей опускают в воду и поднимают из нее. Специальные подъемники будут и в ванном зале, но это в перспективе. В стационаре есть две комнаты совместного пребывания родителей и детей с тяжелой психоневрологической патологией, где предусмотрены все существующие на этот счет удобства. И наконец, у центра есть свой микроавтобус «Мерседес», специально предназначенный для детей-колясочников. Погрузочная площадка опускается прямо на асфальт, потом, уже с коляской, поднимается в салон, где пассажир и его личный транспорт может зафиксироваться в любом месте и под любым углом. Обычные сиденья чудо-автобуса сдвигаются при этом в любую сторону.
Главный врач Центра детской психоневрологии Ольга Котова:
– Мне кажется, проблема доступной среды не должна сводиться к разного рода устройствам. У нас в отделении медицинской психологии и лечебной педагогики проводится семейное консультирование, которое помогает социализироваться, повысить коммуникативные навыки, учит общаться. Почувствовать себя уверенно, расслабиться – вот что важно и для инвалидов, и для их близких. Только с девизом «Я такой, как все!» человек с ограниченными возможностями будет чувствовать себя комфортно в среде, которую мы сделаем доступной.

Гуманизм
торговых центров
О маленькой проблеме, которая иногда оборачивается очень большими сложностями для инвалида в городе, хотелось бы сказать отдельно. Программа «Доступная среда» не предусматривает строительства общественных туалетов со специальными кабинками для колясочников. Таких кабин нет даже на тульских вокзалах. Впрочем, в нашем областном центре вообще нет общественных туалетов, если не считать ими синие кабинки, куда трудно забраться даже человеку с неограниченными возможностями здоровья…
И все-таки мы нашли в Туле туалеты для инвалидов – ими располагают современные торговые центры, такие как «К-Раута», «Метро», «Стройдепо». Туалеты там бесплатные, да и пандусы при входе тоже есть. Так что с этой точки зрения загруженность Тулы торговыми центрами вполне оправданна: пока только они относятся гуманно к инвалиду, который перед прогулкой недальновидно выпил целую чашку чая…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий