Общество

13:04, 19 мая 2017

Повоевал? Посиди!

Сергей МИТРОФАНОВ
Фото с сайтов www.ebay.de и gorlex72.livejournal.com

Весьма любопытная на сегодняшний день и вместе с тем мало изученная краеведами тема – пребывание на территории нашей губернии немцев, австрийцев и других иностранцев, оказавшихся в плену во время Первой мировой войны. Чем они занимались, как жили? Ответы на эти вопросы сегодня можно найти в старых местных газетах, хранящихся в Государственном архиве области.

Например, некто Овод (очевидно, псевдоним) в издании «Тульский телеграф» в мае 1915 года писал о пленных австрийских солдатах, которые возле Лугового моста у насыпи Сызранско-Вяземской железной дороги целыми днями трудились около шпал, подравнивали откосы и что-то рыли. Автор публикации недоумевал: почему железнодорожники не нанимают безработных соотечественников из разных городов, которых к тому времени появилось довольно много? «Имеет ли основание железная дорога безусловно доверять тем австрийским солдатам, которых она приняла в качестве ремонтных рабочих, такое важное и ответственное дело, как ремонт пути дороги, являющейся одной из главных артерий в военном отношении? – задавался вопросом Овод. – А между тем по этой линии чуть ли не ежедневно проносятся воинские поезда! Может ли железная дорога ручаться за то, что среди пленных этих не найдется какого-нибудь фанатика, «патриота своего Оте­чества», который не сунет чего-то под рельсы или не развинтит гаек, скрепляющих рельсы, последствием чего явится катастрофа?
По-видимому, почтенная дорога в погоне за экономией – умышленно или неумышленно, по наивности душевной, подвергает наших соотечественников, воинов и не воинов, порядочному риску!»
А еще военнопленные австрийцы в оружейной столице проходили лечение в местных лазаретах. Но после выздоровления их отправляли «мотать срок» в дальние города Сибири. Конечно, далеко не все хотели ехать на этот «теплый курорт». Да и вообще: кому не охота променять опостылевшие нары и баланду на сладкую волю? Вот и подавались в бега при удобном случае такие свободолюбцы. Издание «Голос народа» в 1917 году сообщало, что «5 октября с полевого хозяйства при тульском городском дровяном складе в разное время дня бежали трое военнопленных. Об их именах, приметах и обстоятельствах побега дознание производится». А газета «Земля и воля» от 8 ноября 1917-го информировала о том, что со станции Шульгино (она находится в Заокском районе) Московско-Курской железной дороги бежал военнопленный Франц Домитрович. Что вынудило Домитровича это сделать – пока непонятно. Как неизвестно и то, поймали его потом или нет…
А еще на территории нашего региона находились чехословаки. Орган Веневского уездного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов «Революционный вестник» разместил в 1918 году следующее объявление: «Чехословацкая секция при Российской коммунистической партии большевиков просит всех чехов и словаков, находящихся в г. Веневе и его уезде, явиться в день 25 октября по старому стилю в город Венев к 9 часам утра для празднования годовщины великой рабочей революции. Всякий из вас должен знать, что этот день есть день освобождения не только русских рабочих и крестьян, но и рабочих всего мира. Этот великий день мы, чехословаки, отпразднуем манифестацией и собраниями в клубе «Пролетарий» для разъяснения значения этого великого для нас дня. Мы просим всех хозяев, где только в уезде работают наши товарищи чехословаки, отпустить их на этот день к нам в город Венев».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий