Общество

20:39, 05 февраля 2013

Проштрафился? В Плавск!

В послевоенные сороковые годы на территории Тульской области существовали лагеря для немецких военнопленных. Вчерашние солдаты вермахта «замаливали фронтовые грехи»: восстанавливали разрушенные города и поселки, трудились в карьерах и на шахтах, строили дороги, помогали колхозникам убирать урожай… Большинство сынов Германии и Австрии смирились со своей участью. Однако находились среди них и нарушители лагерного режима.
Непокорных пленников неизменно ждала дорога  в штрафное подразделение. Располагалось оно в Плавске.  О необычных судьбах тех, кто туда попадал, стало известно только в наши дни – после того, как широкой публике стали доступны документы управления лагеря военнопленных № 406 МВД СССР.
В первую очередь в Плавск направляли совершивших побег. Так, 6 декабря 1947 года из Тулы подался в бега некий Карл Курт Фиц. Военнопленный, видимо, так устал строить в Советском Союзе светлое будущее, что решил рвануть домой. Первое время ему везло. Он очень быстро сумел добраться аж до Молдавии – скорее всего, доехал туда на поезде. 12 декабря прибыл в Кишинев. Там его и схватили, после чего вернули в наши края. За свой «подвиг» мужчина был «награжден» тремя месяцами отсидки.
Доставляли в Плавск и лагерных скандалистов. 29 мая 1948 года происходило радостное для военнопленных событие. Часть немцев эшелоном должны были отправить на родину – для них кончилось время тяжелого труда в России, люди надеялись поскорее попасть домой и встретиться после долгой разлуки с родными и близкими. Рассчитывал на это и  руководитель оркестра военнопленных в Серпухове Курт Гросс. Однако зря музыкант потирал руки в предвкушении услышать стук колес и увидеть в окошке мелькающие станции. Курту внезапно сообщили, что как раз его в вагоне-то и не ждут: мол, придется тебе, дорогой немецкий товарищ, посидеть в лагере еще энное количество времени, твой концерт пока не окончен. Прощай, репатриация… Взбешенный военнопленный отказался руководить музыкальным кружком. И напоследок «хлопнул дверью», уничтожив нотные подставки в клубе. В итоге  дебошир отправился в трехмесячную «экскурсию» в штрафное подразделение.
История двух других «плавчан» также связана с музыкой. 8 августа того же 1948 года в доме отдыха «Авангард» проходил концерт. Военнопленные волей-неволей приобщались к высокому, но ведь в семье, как известно, не без урода. Макс Гайнц Шведа и Эмиль Бар раздобыли деньги, купили где-то спиртные напитки и принялись их распивать под звуки Баха и Шопена. А потом еще взялись нецензурно выражаться в адрес попадавшихся им на глаза советских граждан. Прекрасное владение немцами русским языком лагерное начальство не оценило. И потому пришлось хулиганам перебраться на время в Плавск.
Удивительное дело: в штрафном подразделении отбывали положенный квартальный срок и за… любовь! В ночь с 19 на 20 июня 1949 года из лагеря в Орле совершил побег через проволочное заграждение Герман Вилли Вюрфельгайнц. Молодой человек направился прямиком в один из домов по улице Черкасской. Там проживала его знакомая, с которой он встречался еще в период оккупации города! В три часа ночи немецкий Ромео возвращался в лагерь, но по пути был задержан…
В документах лагеря военнопленных № 406, которые сейчас хранятся в Государственном архиве Орловской области, каких только не встретишь историй о тех, кто противился «перековке». Впрочем, отправка нарушителей на три месяца в Плавск считалась относительно мягким наказанием.
Примечательна в этом плане история Германа Ганса Шмидта. Он участвовал в боях против Красной армии, когда ему было всего семнадцать лет. В 45-м попал в плен. Молодой немец любыми способами уклонялся от работы в Советском Союзе. Дошел в своих «стараниях» до того, что в январе 1947 года при колке дров умышленно нанес себе по левой ноге два удара топором… Военный трибунал приговорил  членовредителя-лентяя к пяти годам исправительно-трудовых лагерей.
Сергей МИТРОФАНОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему