Общество

15:27, 21 марта 2019

Проверяйте чеки, не отходя от кассы!

Подготовила Ирина Мельханова

Чаще всего с таким несоответствием покупатели сталкиваются в супермаркетах самообслуживания.
Спектр объяснений на такой случай у магазинов широчайший. Наиболее распространенные: забыли сменить ценник (или не успели, так как работников мало); акция закончилась, ценники меняют в данный момент; новая партия товара поступила по более высокой цене, вам попался товар из этого завоза, а касса выбивает автоматически по штрих-коду… А иногда и вовсе ничего вам на кассе объяснять не станут. Скажут: «Хотите – берите, не хотите – нет».
О том, как правильно повести себя в этой ситуации по обе стороны прилавка, рассказывает консультант рубрики – начальник отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области Надежда Андрианова.
Покупателю

В Гражданском кодексе РФ есть такое понятие, как оферта, то есть задокументированное предложение. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар по той цене, которая в этой оферте указана.

Управление Роспотребнадзора по Тульской области в этой ситуации рекомендует поступать следующим образом:
1) Вызовите представителя администрации магазина, вежливо сообщите ему об обнаруженном несоответствии цены и попросите продать товар именно по той цене, о которой было заявлено на ценнике. Доводы о новом поступлении товара по другой цене, о том, что в магазине не успели заменить ценники, и тому подобные покупателя не должны волновать.
2) Если не удается разрешить ситуацию в добровольном порядке, для наличия доказательств вашей правоты сфотографируйте ценник. Хорошо, если у вас получится добавить в кадр дату и время покупки. Потребуйте книгу отзывов и предложений и обязательно оставьте в ней запись о случившемся с подробным описанием покупки, даты и времени ее совершения, указанием того, какая цена была на ценнике, какая цена в чеке. В своей жалобе потребуйте от продавца (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель) письменного ответа на ваше обращение. Желательно запись, оставленную в книге отзывов и предложений, также сфотографировать.
3) Обратитесь в Управление Роспотребнадзора с письменным заявлением. К нему необходимо приложить имеющиеся у вас доказательства – фотографии ценника и заявления в книге отзывов и предложений. В результате проверки по вашей жалобе Роспотребнадзор может привлечь продавца к административной ответственности, а в случае повторных нарушений – обратиться в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей.
4) Кроме вышеуказанного, с имеющимися доказательствами вы вправе обратиться в суд, предъявив исковое заявление к продавцу с требованием взыскания убытков в связи с отказом заключения договора купли-продажи по цене, указанной на ценнике, и компенсации морального вреда.

Отдельно стоит обратить внимание на ситуацию, когда размещенный на витрине товар сопровождается ценником с указанием другого наименования продукции, либо вес товара, указанный на ценнике, не соответствует фактическому на маркировке. К примеру, на витрине – упаковка творога массой 500 граммов, а ровно под ней – ценник на пачку меньшего объема. Или напротив банки консервированного тунца красуется ценник на кильку в томате. Цена в таких случаях, как правило, обозначена крупным шрифтом, а информация о товаре – мелким.
Данное обстоятельство расценивается как нарушение со стороны продавца по обеспечению товара надлежаще оформленными ценниками.
В такой ситуации необходимо потребовать от продавца обеспечить товар надлежаще оформленным ценником, а в случае отказа в удовлетворении данного требования обратиться в Управление Роспотребнадзора с заявлением о нарушении со стороны продавца обязанности по обеспечению реализуемого товара ценниками с указанием необходимой информации о товаре и условиях его приобретения.
Продавцу

Требование о предоставлении потребителям необходимой и достоверной информации о товаре – отнюдь не мелочь, от которой можно отмахнуться.
Статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), п.11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55 (далее – Правила), оговорена обязанность продавца предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию о товаре, обеспечивающую возможность его правильного выбора, в том числе о цене товара и условиях его приобретения.
Согласно п. 19 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.
Статьей 12 Закона оговорены ответственность продавца и права потребителя при доведении ненадлежащей информации о товаре. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Требование о возмещении убытков, причиненных потребителю недостоверной информацией о товаре, подлежит удовлетворению в течение десяти дней со дня его предъявления (ст. 22 Закона).
За нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товаре предусмотрена административная ответственность продавца по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ; за нарушение правил продажи отдельных видов товаров по ст. 14.15 КоАП РФ.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий