Общество

00:00, 24 июня 2017

Рассекреченное начало войны

Сергей МИТРОФАНОВ
stalinogorsk.ru

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая перепахала и перемолола миллионы человеческих судеб и которая до сих пор дает о себе знать в том или ином проявлении. Да, официально она завершилась 9 мая 1945-го, но эхо ее слышно до сих пор, в том числе и в Тульской области. Кто-то покупает участок, берется за строительство дома и вдруг натыкается на незахороненные останки погибших бойцов Красной армии. Другие возделывают огород и выворачивают на поверхность тронутые ржавчиной снаряды, гранаты, мины...

Очереди в армию
Что мы сегодня знаем о событиях лета 1941-го, происходивших на территории региона, что нам известно о судьбах людей, оказавшихся в орбите той страшной войны? Пожалуй, представление имеем только в общих чертах: мужчины уходили на фронт, женщины и ребятишки оставались ковать Победу в тылу – трудились на военных заводах и в полях, рыли окопы и рвы, собирали урожай. А вот другие весьма любопытные подробности можно почерпнуть из не так давно рассекреченных документов, хранящихся в Государственном архиве Тульской области. Его сотрудники предоставили в распоряжение редакции уникальные сведения – летние сводки по всем районам. Например, в Сталиногорске (ныне Новомосковск) с утра 23 июня приступили к работе два сборно-сдаточных пункта: для приема конского поголовья и транспорта (очевидно, телег) и для приема легковых и грузовых машин. В первые же часы войны гитлеровцы уничтожили большое количество и лошадей, и автомобилей, так что только тыл мог восполнить эти потери. А призывной пункт организовали  в ДК, где для защитников Родины открыли буфет, стол справок и даже читальню. Боевой дух поддерживали выпуском боевых листков – причем силами самих же призывников. В тот день встали под ружье 600 сталиногорцев.
В Алексинском районе по состоянию на 27 июня была обеспечена нормальная работа военкомата по проведению мобилизации – а все благодаря «посылке партийного актива в район». Алексинцами было подано 190 заявлений с просьбой послать добровольно в армию защищать советские границы и бить фашистов. А в райком ВЛКСМ подал заявление принять в ряды РККА восьмиклассник Ткаченко! Мальчишка учился в средней школе поселка Высокое. Кроме того, он подал второе заявление с просьбой принять в члены ВЛКСМ – «чтобы по-комсомольски драться с фашизмом».

Для борьбы с воздушным десантом
28 июня в Сталиногорске в столовую для ремесленного училища зашли два красноармейца и попросили дать им поесть. Заведующая столовой Иванова в ответ заявила, что здесь обслуживают только учащихся, а потому обед – даже за деньги – никому не отпускают. Ремесленники возмутились и в один голос заговорили: «Пусть лучше не дадут нам обедать, а красноармейцев надо обязательно накормить». Ребята побежали за ушедшими солдатами, но не догнали их. И тогда привели 10 первых попавшихся бойцов и добились того, чтобы им дали перекусить.
А в Болоховском районе летом 41-го опасались гитлеровских воздушных десантов. Потому на шахтах и всех военных объектах организовали охрану – причем круглосуточную. В поселках Болоховке и Горняцком в каждом доме создали группы самозащиты и установили дежурство по очереди. «Для борьбы с воздушными десантами, шпионами и диверсантами организованы два истребительных батальона в составе 225 человек, с которыми ежедневно по 3 часа без отрыва от производства проводится военная учеба. Из состава батальона в ночное время выделяются по 60 человек для охраны железнодорожных путей, телефонной станции, радиоузла, помещения райкома ВКП(б)».
По состоянию на 9 июля в Дедиловском районе отмечалось, что «речь председателя Государственного комитета обороны СССР Сталина вызвала новую волну высокой производительности и организованности среди населения. Широко развернута работа в колхозах, к концу подходит ремонт уборочных машин. Все колхозы приступили к массовому сенокосу». Ежедневно на колхозных полях района трудились 2–3 тысячи школьников. Улучшил в то время свою работу Киреевский рудник – так, за 3–4 июля план добычи руды был даже перевыполнен. Особенно хорошо 4 июля работали Панинский карьер (план был выполнен на 131%), штольня № 9 (на 121%), шахта № 12 (на 107%) и шахта № 8-бис (на 106%).
«В основном в районе настроение трудящихся хорошее. Среди народа полная уверенность в том, что враг будет разбит. Сейчас население приступило к устройству убежищ и укрытий, женщины обучаются санитарному делу.
За последнее время около 60 коммунистов и комсомольцев пошли на работу в шахту».

Все на сбор металлолома!
По состоянию на 30 июня в Узловском районе мобилизация в РККА проходила организованно, «с исключительно большим подъемом, нет пока ни одного случая дезертирства или опоздания». 546 человек подали заявления с просьбой зачислить их в армию добровольцами и послать на фронт немедленно. «Подали заявления две женские санитарные дружины города Узловая в количестве 47 женщин». Узловчане на предприятиях и в колхозах усилили охрану социалистической собственности. Тысячи туляков рвались совершать трудовые подвиги. И, надо признать, это у людей получалось. Так, коллектив шахты № 1 значительно улучшил работу по добыче угля, хотя «в течение целого года не выполнял плана. А сейчас уже пять дней план перевыполняется». Стал лучше функционировать и железнодорожный транспорт. До 24 июня по графику отправлялись 97% поездов, а с 24-го – все 100.
Фронту требовались танки, орудия, самолеты… А где брать столько металла? Пришлось бросить клич: все на сбор черного и цветного металлолома! На июльский призыв откликнулась и Узловая. Как информировала газета «Коммунар», в выходной день в ответственном мероприятии приняли участие свыше 1000 железнодорожников и членов их семей. «Смена маневрового диспетчера Королева пришла в полном составе. В вагонном депо в сборе металлолома участвовали около 200 человек. Всего на железнодорожном узлу собрано более 150 тонн лома», – писало издание.

В фонд обороны
Летом 41-го в Тульской области была развернута всеобщая подготовка граждан к противовоздушной и противохимической обороне. Только в Кимовском районе по состоянию на 17 июля ее прошли более 11 тысяч человек. Люди возводили бомбоубежища, заготавливали песок, воду и противопожарный инвентарь. 35 человек выделили для охраны железной дороги. «С большим подъемом колхозы выполняют госпоставки. Мясопоставки район выполнил на 180%. В ближайшие 5–6 дней район выполнит план сенопоставок. Несмотря на то что многие колхозники ушли в Красную армию, полевые работы проходят успешно», – говорится в документах Гос­архива.
Тем временем в Донском районе граждане активно сдавали деньги и ценности в фонд обороны страны. По состоянию на 8 августа в отделение Госбанка и сберкассы поступило свыше 55 тысяч рублей. Так, сотрудник треста «Сталиногорскуголь» Ицков принес 50-граммовый золотой жетон, а его сослуживец Ничволод пожертвовал серебряную иностранную монету и золотые зубы. Дончанин Зенякин сдал портсигар из серебра весом 350 граммов. А уборщица шахты № 17 Подковырова внесла в фонд обороны месячный заработок.
…А впереди – многодневная оборона Тулы, оккупация многих районов, а затем освобождение Белева, Щекина, Венева, Плавска, Узловой, Черни, Одоева… И потом – долгий путь на Берлин, отмеченный тысячами братских и одиночных могил. Сколько соотечественников полегло за это время, крайне сложно сказать и сегодня. Иными историками озвучиваются версии, что не менее 40 миллионов человек! В День памяти и скорби мы обязательно вспомним тех, кто погиб в боях в «сороковые, роковые», кто лечил раненых, кто трудился в шахтах и у станков, кто растил хлеб, кто разоблачал вражескую агентуру, кто разминировал поля, – всех, кто жертвовал жизнью и здоровьем ради того, чтобы наша страна оставалась свободной и независимой.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий