Общество

09:53, 14 августа 2018

Разнорабочий абвера

 Сергей МИТРОФАНОВ

Михаил Пивень. Этот человек трижды попадал в поле зрения силовиков – причем как советских, так и германских. Подробности его неординарной жизни рассекретили только в этом году – сотрудники областного архива разрешили исследователям ознакомиться с содержанием папок фронтовой поры под названием «Надзорные производства по делам о государственных преступлениях».
Он родился в 1925 году в Киевской области. Судьба была к мальчишке явно неблагосклонной – Миша воспитывался в детдоме. Первый раз Пивень «засветился» в 1940-м, когда его осудили, лишив свободы на один год. После освобождения трудился разнорабочим в Тульской области. А потом грянула Великая Отечественная война.
«Произведенным по делу расследованием установлено: Пивень, проживая в совхозе «Красный» Ленинского района, с приходом немецко-фашистских войск был взят ими и отправлен в город Щекино, – говорится в обвинительном заключении к следственному делу № 3864, составленном 20 июля 1942 года. – В Щекине на допросе в немецкой разведке был завербован в качестве разведчика-диверсанта германской армии. В начале ноября 1941 года Пивень в разведке получил задание шпионского характера и пропуск через линию фронта, выполнил его в несколько дней, за что получил 400 рублей советскими деньгами».
Вполне возможно, что вражеская разведка как-то узнала о криминальном прошлом туляка и предположила, что тот недолюбливает советскую власть, отправившую его за решетку. Потому представители нацистских спецслужб решили использовать данное обстоятельство в своих корыстных целях, как говорится, на полную катушку. И добились своего. Как следует из архивных материалов, после возвращения к своим немецкоязычным хозяевам агент получил от абвера очередное задание. Гитлеровцы потребовали от Михаила на этот раз установить месторасположение артиллерии и количество орудий в Туле. Кроме того, Пивень должен был узнать, где в оружейной столице размещены штабы. И затем фашисты переправили своего агента в осажденный город. В итоге и это задание немецкой разведки парень выполнил. Но вот передать врагу собранные сведения уже не смог. Дело в том, что на тот момент Красная армия уже отбросила противника от стен древнего города, фронт отодвинулся, Щекино освободили от фашистов, и нацистским спецслужбам, соответственно, пришлось экстренно менять место дислокации.
По этой самой причине Михаил Пивень не солоно хлебавши вернулся обратно в свой совхоз, где и проживал до весны 1942 года. Молодому человеку явно хотелось вкусно есть и иметь наличные деньги, но времена наступили тяжелые, голодные. И что же он предпринял в сложившейся ситуации? Задумал податься к фашистам «на заработки». «В первых числах марта, переживая трудности в снабжении, снова отправился ближе к линии фронта с целью пробраться к немцам и продолжить свою шпионскую работу в немецкой разведке, но по дороге был задержан», – сказано в обвинительном заключении.
9 марта молодого человека арестовали советские контрразведчики и поместили во внутреннюю тюрьму Управления НКВД по Тульской области. Надо сказать, Пивень в предъявленном ему обвинении виновным признал себя полностью.
Старший следователь контр­разведывательного отдела постановил направить следственное дело на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР, применив к обвиняемому высшую меру уголовного наказания – расстрел. Однако этот административный орган пошел на снисхождение – возможно, принял во внимание юный возраст агента и его нелегкую детдомовскую судьбину. Судя по карандашной отметке на документах из фондов Государственного архива Тульской области, молодого человека 22 августа 1942-го приговорили к десяти годам лишения свободы. Был ли Михаил Пивень оправдан в послевоенное время, когда в стране шли процессы реабилитации? В базах данных жертв политического террора в СССР его фамилия не значится.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Дело Кошечкина

13 августа, 11:26

Автомобиль со дна

13 августа, 11:23

Дом молитвы

13 августа, 11:21

На эту же тему