Общество

12:21, 06 января 2021

ШКАС отказал, приземлились в Жеремино

В газете «Светлый путь» (Суворовский район) в 1981 году вышла статья Б. Прохорова «Побратимы» о летчике Петре Петруневиче, который был подбит и совершил вынужденную посадку в Тульской области. Фактически та публикация подвергала сомнению устоявшийся миф о том, что якобы советская авиация в первый год войны в основном была разбита, а соответственно, в тульском небе барражировали только самолеты люфтваффе. На самом же деле в обороне оружейной столицы на дальних подступах к ней участвовали и краснозвездные авиамашины.

 

Бой глазами журналистов…

1941 год. Военный летчик Петруневич выполняет боевое задание. Ему приказано определить на одном из участков фронта, где находится аэродром противника. Скрываясь за облаками, благополучно миновал линию фронта. Все дальше летит над территорией, занятой врагом. Через несколько минут уже был бы у цели… Но тут фашисты заметили смельчака. Ведь не так часто в первый год войны наши самолеты появлялись в тылу врага. Один за другим поднялись в воздух самолеты противника. Но Петруневич сумел вовремя их заметить и разгадать замысел фашистов. Снижаясь до предела, чуть не касаясь вершин деревьев, или набирая высоту, Петруневич пошел на маневр, решив выиграть время. Оценив обстановку, пересек нейтральную полосу.

Гитлеровцы продолжают преследовать летчика. В воздухе одна за другой раздаются пулеметные очереди. Недалеко от Белева самолет Петруневича был подбит. Но он мужественно выполнял свой долг. Позади Белев. Вдруг мотор боевой машины заклинило и от него потянулся шлейф черного дыма… Советский летчик совершает вынужденную посадку. Миновав кромку леса, сажает самолет на поляне, что недалеко от села Жеремино. Местные жители охотно помогали ему. Сообщили, что здесь нет гитлеровцев, а приезжают иногда они лишь за тем, чтобы что-то забрать. Через несколько минут самолет был прикрыт соломой. Ведь Петруневич чувствовал, что сюда вот-вот прилетят фашисты, чтобы с воздуха уничтожить самолет. Но врагу не удалось его обнаружить. Летчика определили на квартиру, накормили. А за самолетом установили наблюдение. Каждый знал, что помогая советскому воину, рискует жизнью. Но жереминцы не думали об этом. Все они, как могли, заботились о Петре Андреевиче. Среди тех, кто в те дни помогал П.А. Петруневичу, была В.Д. Гапонова. Сейчас она живет в г. Суворове.

– Хорошо помню того летчика, хотя прошло без малого сорок лет, – вспоминает Валентина Дмитриевна. – Все мы старались спасти его от фашистов, поддержать. Например, Леонид Гладков. Он в 1942 году был призван в армию, погиб смертью храбрых. Ольга Петровна Чибисова. Она и теперь живет в Жеремино.

– Петр Андреевич был ранен. Чтобы его привезти в дом, пришлось бежать за лошадью, – продолжает Валентина Дмитриевна. – Через несколько дней он стал чувствовать себя гораздо лучше. Нас, конечно, это радовало. На разные темы беседовали с ним. Но все они сводились к одной – как быстрее изгнать с нашей земли фашистов, победить лютого врага.

Теперь Петруневич живет в г. Львове. Приезжал сюда, когда отмечали 25-летие освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков. Был моим дорогим гостем. Был и в Жеремино, в доме, где находился в то далекое время… Вскоре после освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков в Жеремино прилетел самолет. Петр Андреевич пригласил в него несколько человек, тех, кто ему помогал, и они пролетели над своим селением. Из города Львова пришло письмо. Петр Андреевич вспоминает о вынужденной посадке в 1941 году на жереминской земле.

Жеремино он считает своей второй родиной. Жереминцев – побратимами.

Из статьи Б. Прохорова «Побратимы»

 Петруневич.jpg

На фото: Петр Петруневич

…и самих авиаторов

Уже в наши дни пользователи сайта trizna.ru помогли восстановить и дополнить картину того боя. Они обнаружили в Центральном архиве Министерства обороны РФ донесение…самого летчика лейтенанта Петруневича, а также штурмана старшего лейтенанта Заиченко, составленное 28.12.1941 г. на имя командира 685-го штурмового авиаполка. Оба поднялись в воздух на самолете Р-5 в 11:10, получив приказ «установить связь и местонахождение конной группы генерала Белова, установить передвижение войск противника в этом же районе, по восточному берегу реки Ока ограничиваясь населенными пунктами Черепеть, Кулешово, Кураково, Семеновская, Беляево, Будоговищи, Комарево, а по западному берегу – ограничиваясь Зубково, Белевом, Долбинево, Лихвином». Правда, конников авиаторы так и не заметили. Зато на дороге Березово-Белев они обнаружили стоявшую немецкую колонну автомашин с артиллерией длиной до двух километров. В районе станции Слаговищи Козельского района Калужской области Р-5 на небольшой высоте (50-10 метров) был атакован германским двухмоторным самолетом. «После выпущенных двух очередей по противнику пулемет ШКАС отказал, – докладывал советский экипаж. – Противник атаковал наш самолет восемь раз. В результате самолет выведен из строя: пробиты передний бензобак, маслобак, второй цилиндр, повреждена масломагистраль. В результате произведенного нами маневра над лесом западнее деревни Новая Слободка противник нас потерял и мы благополучно произвели посадку на юго-западной окраине деревни Жеремино на западном берегу реки Ока или западнее деревни Кулешово в 2,5 км. Посадка произведена в 14 часов 30 минут».  

0010.jpg

Так выглядели многоцелевые самолеты Р-5 – на подобном в 1941 году совершили вынужденную посадку в Тульской области авиаторы Петруневич и Заиченко

Р-5.jpg


Нам удалось узнать, что Петр Петруневич родился 20 января 1916 года, в РККА с 1937-го, в 1942-м был вторично сбит, воевал не только в Тульской области, но и подо Ржевом, дослужился до подполковника и окончил службу в 1958-м, был отмечен орденом Красного Знамени и другими наградами. 

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото авиа.рф, pamyat-naroda.ru, waralbum.ru

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий