Общество

18:50, 14 марта 2013

Скажи мне как потребитель потребителю…

В недавнем советском прошлом слово «потребитель» было почти ругательством, а «общество потребителей» заранее считалось бездуховным. Но сегодня это прежде всего человек, требующий, чтобы к нему относились достойно: не обвешивали, не потчевали рыбой второй свежести, в точности исполняли договоры, которые с ним заключают. На его стороне специальный закон и мощная служба – Роспотребнадзор. «Я – потребитель» стало звучать почти так же гордо, как «я – налогоплательщик».
О том, как в Тульской области осуществляется защита прав этих беспокойных, часто неудобных людей, рассказывает заместитель руководителя  Территориального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Александр ЛОМОВЦЕВ.
– Александр Эдуардович, поскольку наше общество стало обществом потребления не так уж давно, День защиты прав потребителей – достаточно молодой праздник?
– Мы присоединились к Всемирному дню, который проводится под эгидой Организации Объединенных Наций, 21 год назад. Так что День защиты прав потребителя праздник, может, и молодой, но уже вполне «совершеннолетний».
– Обычно у такого рода дней есть девиз…
– Конечно. В связи с актуальностью защиты прав потребителей при получении финансовых услуг, целых три года по преимуществу внимание уделялась банковской сфере. А в 2013 году девиз праздника – «Потребительское правосудие сегодня».
– То есть речь должна идти о защите своих прав в судебных органах?
– Каждый потребитель должен знать обо всех возможностях самозащиты, в том числе о судебной. Тем более что, если иные способы исчерпаны, защита его прав осуществляется именно судом.
– Но при чем тут Роспотребнадзор?
– Вы не поверите: при всем. Роспотребнадзор использует несколько форм помощи. Подает иски в защиту прав конкретных потребителей. Выступает в судебном процессе в качестве органа, дающего заключение по делу. Подает иски в защиту законных интересов так называемого «неопределенного» круга потребителей. Это когда, например, в населенный пункт поступает водопроводная вода плохого качества. В компетенции нашего ведомства – подача исков о ликвидации юридического лица, о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократные или грубые нарушения прав потребителей.
– Но ведь наши люди в суд ходить не любят…
– Да, не любят. Но все равно приходится! И год от года решимость их растет. В 2010 году, когда была только начата работа управления в части судебной защиты прав конкретного потребителя, смельчаков, подавших исковые заявления, отыскалось всего семеро. А в прошлом году уже 58! Подавляющее большинство истцов жаловались на сферу финансовых услуг, другие на ЖКХ и розничную торговлю. За исключением двух случаев судами были приняты решения в пользу потребителей.
– И как же истцу склонить ваше управление на свою сторону?
– Все зависит от сути ситуации. Но в любом случае для того, чтобы наши специалисты дали заключение по делу, гражданину необходимо при подаче искового заявления в суд написать соответствующее ходатайство.
– А инициатором иска от неопределенного круга лиц должен быть кто-то из этого круга?
– Инициатором является Рос­потребнадзор. Но жалобы от населения нам в судебном процессе только помогут. В прошлом году было подано 10 таких исков: четыре касались розничной торговли, четыре – ЖКХ, один – бытового обслуживания, один – услуг туризма. Все решения судов размещаются на сайте управления, для того чтобы граждане могли использовать их в аналогичных ситуациях.
– Несколько дней назад на вашем сайте была опубликована информация о приостановлении Привокзальным судом по материалам проверки Роспотребнадзора работы пекарни одного из тульских индивидуальных предпринимателей. Формулировка была умопомрачительной: «За грубые нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, наличие которых  не обеспечивает   безопасные условия труда для сотрудников, а также создает угрозу для жизни и здоровья людей». Все так серьезно? Или этот предприниматель просто «попал под раздачу»?
– На самом деле работа такого рода ведется постоянно. Например, в Управление Роспотребнадзора по Тульской области неоднократно поступали жалобы граждан на нарушения их прав со стороны общества с ограниченной ответственностью «Ирон», осуществляющего комиссионную торговлю непродовольственными товарами, в том числе телефонами сотовой связи и планшетными компьютерами в магазине на улице Лейтейзена. Во время проверок, проводившихся по жалобам потребителей, выявлялись отсутствие необходимой и достоверной информации о продавце, о товаре, о степени износа, потребительских свойствах. Предыдущие наши предписания об устранении нарушений не исполнялись. В этой связи за неоднократное нарушение прав потребителей мы обратились в Советский районный суд с исковым заявлением о ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Ирон». Которое и было удовлетворено.
– Александр Эдуардович, в любом случае суды – это крайняя мера защиты. Почему же не хватает обычных проверок, рутинных надзорных мероприятий?
– К сожалению, законодательство нам не позволяет выходить с проверками на предприятия и в организации так часто, как это практиковалось ранее. В рамках сегодняшнего законодательства мы делаем все, что можно. В 2012 году контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, оказания услуг осуществлялся в основном в наиболее проблемных сферах потребительского рынка, я их уже назвал – это финансовые и туристские услуги, розничная торговля, услуги жилищно-коммунального хозяйства. В порядке надзора проведено 1247 проверок, около половины из них – в плановом порядке, остальные – по письменным жалобам граждан. По результатам проверок и административных расследований составлено 1876 протоколов, наложены административные штрафы в размере почти семи миллионов рублей. На предприятиях розничной торговли не допущено в продажу 5,5 тонны некачественных мясных, молочных, рыбных, кондитерских продуктов, 234 тысячи единиц непродовольственных товаров. На розничную торговлю, кстати, приходится 73 процента нарушений, остальное – на сферу услуг.
– Поток жалоб с годами растет или, наоборот, уменьшается?
– За пять последних лет количество письменных обращений выросло более чем в два с половиной раза. Однако львиная доля обращений идет по телефону «горячей линии» 55-55-50, в общественную приемную, непосредственно в отдел защиты прав потребителей и в наши теротделы. Почти всегда возникает необходимость помощи в правильном составлении претензий, выработки алгоритма действий всего хода защиты прав потребителя, составления исковых заявлений. Работа Управления по консультированию и информированию граждан, судебной защите прав потребителей невозможна без взаимодействия с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» в рамках заключенного Соглашения и плана совместных действий.
С 2010 года на сайте управления действует рубрика «Школа потребителей». Темы уроков охватывают практически все вопросы защиты прав в различных сегментах потребительского рынка, даются они доступным языком, рассчитанным на все группы населения.
– Защитой прав потребителей занимается только Роспотребнадзор?
– Нет, этому посвятили себя несколько общественных организаций.
Кроме того, нельзя не отметить, что существующие проблемы стали предметом пристального внимания правительства области. На последнем этапе согласования находится комплексный план мероприятий по защите прав потребителей Тульской области на ближайшие два года, который позволит скоординировать усилия различных ведомств по данной тематике.
Екатерина ГАРБУЗОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий