Общество

12:21, 09 мая 2019

Со дна – на парад

Сергей МИТРОФАНОВ

Чуть ли не в каждой деревне есть «знатоки», которые в красках расскажут вам примерно следующее: «А у нас в пруду во время войны затонул немецкий танк «Тигр». Да я и сам в детстве забирался на его башню и нырял. Пушка еще долго потом торчала из воды. А сейчас не видно – поскольку бронетехнику в ил на несколько метров затянуло». Никого из рассказчиков, конечно, нисколько не смущает тот факт, что такие танки в Тульской области никогда не использовались. Но тут главное – заявить, поразить публику «знаниями»!

Как бы то ни было, дайверы стараются проверить любую информацию, даже самую фантастическую. А вдруг не байки? Мало того, готовы обследовать дно даже тогда, когда там побывали другие гуру поиска. Именно такая любопытная история произошла на Шатском водохранилище в Новомосковске.

Напомним, несколько лет назад туда уже приезжали опытные дайверы. Искали они танк и другие военные объекты фронтовой поры, искали – да бестолку. При этом в распоряжении имелась самая современная техника, однако удача увы, так и не улыбнулась. Пессимисты махнули рукой: нет, мол, там на дне ничего – кроме ржавых консервных банок, строительных плит или старых рыболовецких сетей. И только новомосковский аквалангист-любитель Алексей Юлин не сдавался. Он не грустил, не вздыхал, а методично «прочесывал» акваторию. И однажды – слава упорству! – нашел-таки искомое. Нет, не танк, а – автомобиль.

– При первом погружении на глубине восьми метров я нащупал стены старого каменного дома, попавшего под затопление в 1932 году, – говорит Алексей Юлин. – Второй находкой оказался паром от переправы или большой причал, оторванный ветром и затонувший в русле на глубине семи метров. А вот третий интересный объект – грузовик. Предполагали изначально, что это ГАЗ-АА (его называли полуторка, потому что мог везти груз весом 1,5 тонны). Лежал он на глубине 8 метров в 350 метрах от берега. Как потом установили, это действительно ГАЗ-АА, примерно 1932–1934 годов выпуска.
Грузовик сначала удалось засечь с лодки локатором, а потом его обследовали, опустившись на дно.

А поднимали грузовик с помощью понтона – аккуратно подцепили, оторвали от дна и неспешно доставили к берегу. Сильнее всего пострадала кабина – впечатление такое, что она была разнесена попаданием снаряда. А вот деревянные борта сохранились неплохо, несмотря почти на восьмидесятилетнее пребывание в воде. Колеса и вовсе выглядели так, будто их установили на машину совсем недавно. 
По рассказам старожилов, машина зимой 1941-го двигалась по льду, была замечена гитлеровцами и попала под их огонь. Наши воины, находившиеся в автомобиле, погибли... Тела остались лежать на льду, но потом немцы позволили селянам похоронить убитых в одной из деревень. Обычно оккупанты в качестве трофеев забирали себе любую советскую технику – от тракторов до танков, но в этот раз они почему-то отказались от полуторки. Может, она имела серьезные повреждения, а возиться с восстановлением было некогда. А может, фашисты просто побоялись ехать в ней по льду. Очевидно, машина простояла до весны 1942-го, а после таяния льда «нырнула». 

– Если говорить о дальнейших планах, то не так давно мне передали интересный документ, выявленный в Центральном архиве Министерства обороны России, – поделился собеседник. – В нем, в частности, говорится: «В дивизии не было ни одного случая разведки и организации переправ для танков, в результате чего танк «Валентайн» 8 декабря 1941 года, действуя со стрелковым полком, провалился под лед на реке». 

Чтобы не вызывать излишнего ажиотажа, мы не будем указывать ни название водоема, ни район. Скажем одно – ЧП, связанное с бронетехникой, произошло недалеко от Тулы. Возможно, танк «Валентайн» был поднят красноармейцами из реки еще во время войны. А может, до сих пор стоит на дне. Но если он там, то можно смело утверждать: Юлин его обязательно найдет и вытащит на берег. Надо просто немного подождать. Кроме того, поисковик-дайвер намерен обследовать реку в Чернском районе, в которую по имеющейся информации во время Великой Отечественной войны рухнул самолет люфтваффе. А еще Алексей собирается отправиться в Белевский район. Там, по документам Центрального архива Министерства обороны России, на дне одного из водоемов может стоять советский танк Т-34. Алексей Юлин готов обследовать акваторию на моторной лодке, оборудованной металлодетектором.

– Что касается грузовика ГАЗ-АА, то мы его разбираем буквально до винтика. Сейчас идет его реставрация на территории одного из новомосковских предприятий. Перебрали задний мост, заказали новую кабину – она будет деревянной, точь-в-точь такой, какие и стояли на полуторках в период войны. Ведь главная задача – добиться аутентичности, в этом-то и заключается мой интерес, – рассуждает дайвер. – А мечта – поставить машину на ход. В этом году, конечно, не успеем завершить реставрацию. Но к 75-летию Победы постараемся сделать так, чтобы грузовик уже ехал в парадной колонне по городу.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий