Общество

19:49, 10 февраля 2014

Собачья работа и радость

Юлия Греченкова
Андрей Лыженков 

В эти выходные на Куликовом поле во второй раз прошли гонки на собачьих упряжках под названием «Большой тур». 

Зена – подруга лыжницы
Стартовый коридор – стометровка, огражденная сетью. Потом уже собака несется по белому безмолвию равнины: слепящий снег, мутное небо без проблеска голубизны – сплошные облака. Спортсмены говорят, что, уехав в поле, начинаешь терять ориентацию. Мало того что вокруг никаких «вех» – ни деревца, ни пригорка, так еще любители погонять на снегокатах исполосовали наст десятками колей: не сразу поймешь, какая из них нужная. Поэтому на протяжении всей трассы дежурят волонтеры – указывают, куда ехать, подбадривают.
– Удалившись от старта, я совсем растерялась, – с трудом переводя дух, рассказывает четырнадцатилетняя Женя Гарнцева. – Волонтеры мне показали поворот и сказали, что всего километр остался. Я обрадовалась: думаю, ну, теперь прибавить можно. 
Женину напарницу, собаку породы хаски, зовут Зена. Дома в Ногинске они катаются ежедневно – проезжают в местном парке по вечерам десяток километров. За пару дней до соревнований, правда, тренировки пришлось прекратить: чтобы четвероногая подруга отдох­нула и поднакопила рвения.
У девушки второй результат на шестикилометровой дистанции по скиджорингу – это когда лыжника (скиджа) буксирует собака. Только не надо думать, что спортсмен просто стоит обутый в лыжи, а пес за обоих отдувается. Это настоящий парный спорт: если животному тяжело, человеку приходится поднажать и подтягивать пса за собой. В гонках на упряжках, в общем-то, то же самое: ездовая собака не вывезет каюра на подъеме, на таких трудных этапах он, как правило, спрыгивает с нарт и бежит. Потому важно иметь сильные ноги. А еще – хорошо понимать свою собаку.
Ездовые породы, кстати, общительны и добродушны. «Если что пошло не так, хаски однозначно даст понять: сейчас укушу. Но вряд ли это сделает», – пояснил с улыбкой собачью позицию по отношению к человеку один из спортсменов.
Рождены для бега
В программе состязаний предусмотрено несколько номинаций гонок на нартах – они могут быть запряжены одним псом, а могут/– шестью. Дистанции тоже разнятся – от трех до десяти километров для взрослых участников; детская трасса – всего триста метров. Соревнования среди тех, кому еще не исполнилось шести лет, стали прологом к основным. Откаталась малышня – стали готовиться к испытаниям юниоры и взрослые. Женщины и мужчины выступают в одном зачете – льгот нет.
Собак подводят к стартовой черте уже запряженными. В нетерпении они припадают на передние лапы, уши жмут к голове, подвывают, потявкивают. Хозяева едва удерживают питомцев на месте – такой они испытывают азарт. 
– Эти псы рождены для бега – в движении вся их суть, – говорит Виктория Бондарева из города Королева, – До девяти месяцев их холят и лелеют – никаких нагрузок. Ближе к году можно начать тренировать, а после пятнадцати месяцев вести на состязания.
Женщина рассказывает, что первая в ее жизни хаски – Хорта – была куплена случайно. Вика с мужем пошли на рынок за овощами, но вместо помидоров принесли домой щенка. Позже узнали, что собака этой породы без постоянных нагрузок тоскует. И вялыми прогулками вокруг дома тут не обойтись – питомицу надо тренировать серьезно. 
По традиции к ездовым собакам относятся сибирский хаски, аляскинский маламут, лайка. Для непосвященных все они на «одну морду», с той разницей, что лайки поизящнее, а хаски и маламуты – покрепче в кости, помускулистее. Однако самые быстрые – не чистопородные, а так называемые метисы. Кстати, собаки пород, которые с ездовым спортом ассоциируются мало – шнауцеры и доберманы, – на дистанцию тоже выпускаются и проходят ее весьма успешно.
Первобытный спорт
Народу на Куликовом поле в тот день собралось не очень много: всего 75 спортсменов – в основном жители Москвы и Подмосковья. Организаторы ждали в два раза больше каюров, но из-за малоснежной зимы с тренировками в этом году было сложно – спортсмены толком не подготовились и в соревновании решили не участвовать. Среди зрителей наблюдалось много местных, из села Монастырщина. И еще – воспитанники детдомов из Донского, Кимовска, Узловой, Новомосковска.
Один из организаторов «Большого тура», туляк Михаил Медведев, рассказывает, что в прошлом году, когда была премьера собачьих гонок, участвовать в них приехала девушка из Новосибирской области. И этот, уже второй, «Большой тур» тоже решила не пропускать. Билеты на самолет в оба конца обошлись ей примерно в 45 тысяч рублей. Северянку с собаками определили на постой в один из сельских домов. На дорогу она так потратилась, что, говорят, питается эти дни одними постными щами. Но собакам, конечно, ни в чем не отказывает.
Участники очередного заезда финишируют. Как только вдали начинает вырисовываться силуэт каюра с упряжкой, встречающие голосят, сложив рупором руки: «Скорей! Скорей! Домой!»
Забежав в финишный коридор, псины тут же ложатся и жадно хватают снег.
– Такую дистанцию пройдешь – тоже снег есть будешь, – говорит кто-то в толпе. –/Тяжелый спорт. Но красивый, какой-то первобытный и дикий.

Фоторепортаж Андрея Лыженкова

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий