Общество

19:33, 16 января 2013

Стандартов бояться – в школу не ходить

«Ты мне вот что скажи: мой сын успеет школу закончить до того, как эти кошмарные стандарты заработают?» – однажды спросила автора этих строк знакомая. Она имела в виду, конечно, нашумевшие федеральные государственные образовательные стандарты для старшей школы, те самые, что якобы оставляют детям только три обязательных предмета. Как выяснилось, ей переживать не о чем – «заработают» они лишь в 2020 году. А вот в средней школе ФГОСы повсеместно введут куда раньше – в 2015-м. И если о том, «с чем едят» первые, говорить пока рано, о вторых приблизительно судить можно: минуло полгода с того момента, как в шести тульских учебных заведениях стартовал эксперимент по внедрению стандартов. Посетив одну из школ и поговорив с экспертами, мы выяснили, чего боятся родители. И стоит ли вообще бояться? Например, того, что, как утверждают слухи… …«Программа обеднеет» Если почитать текст стандартов (чтобы найти его в Интернете, требуется пара секунд), то становится ясно – учебные предметы не пострадали. А заглянув в тульскую школу № 71 (одну из тех, где идет эксперимент), можно понять – программа даже чуть усложнилась. Так, пятиклассники уже изучают физику и обществознание, а вместо «детского» природоведения у них география и биология. Не забудем и об обязательной внеурочной деятельности. Во ФГОСах не фиксируется время, которое ей должно уделяться, но в неделю она может занимать до 10 часов. – Для каждого ребенка мы составили индивидуальный маршрут такой деятельности, – рассказывает директор школы № 71 Ирина Симонова. – Он учитывает и направленность факультатива (спортивную, художественную, социальную, духовно-нравственную), и отводимое на него время. Мы включили сюда те кружки и секции, которые ребенок уже посещает, и постарались предложить ему те, что дополняют существующие увлечения. Ведут занятия не только «свои» сотрудники – педагоги приходят из спортивной и музыкальной школ, центра внешкольной работы, со станции юных техников. Всего действуют более 20 объединений. Разумеется, все они добровольны и бесплатны. Пообщавшись с несколькими пятиклашками, мы выяснили, что даже те, кто в начальной школе был равнодушен ко всякого рода кружкам, теперь посещают хотя бы один. Кроме того, час в неделю ребята проводят со своим классным руководителем. И это не просто «час общения» свободной тематики, а именно факультатив. Например, один из пятых классов выполняет различные социальные проекты – от помощи ветеранам до съемок видеороликов. В день, когда мы их посетили, школьники, опросив учителей, увлеченно корпели за ноутбуками – работали над созданием газеты. …«Слишком сложно, чтобы помочь» От разных родителей часто слышишь одну и ту же фразу: «Сейчас детям дают такие заумные задания, каких мы и не видывали». Опасения мам и пап, что учеба будет не такой, как в «их время», вполне оправданны. Это признают и преподаватели. – Программа стала более насыщенной, – говорит преподаватель русского языка и литературы школы № 71 Ольга Чуева. – В учебниках по новым ФГОСам больше творческих и проблемных заданий, которые требуют много времени на подготовку, зачастую отсылают ребят к дополнительным источникам информации. Творчеству и решению самых разных проблем и нужно в первую очередь научить детей, считают разработчики стандарта. И предлагают альтернативный традиционному подход к образованию – системно-деятельностный. Тот, кто хоть чуть-чуть знаком с историей педагогики, удивится: сам термин появился в 80-х годах прошлого века, а исследования велись задолго до этого. Неужели для российской школы не нашлось ничего посвежее? – Да, системно-дея­тельностный подход – не новинка, но и Жорес Алферов Нобелевскую премию получил за открытие, которое совершил довольно давно, – улыбается руководитель кафедры педагогики Тульского педуниверситета, доктор педагогических наук Александр Орлов. – Просто сейчас пришло время идеям трансформироваться в образовательные технологии. Если раньше главной задачей школы была передача определенной суммы знаний, то теперь – развитие личности, подготовка ее к самореализации. Проблемное обучение тут очень важно. Вы задумывались о том, отчего возраст «почемучек» так и заканчивается в 5–6 лет? А ведь дети должны уметь не только отвечать на вопросы, но и ставить их, в том числе самим себе. Что я знаю и могу? Чем хочу заниматься? Где мое место среди других людей?.. По мнению Орлова, идея прекрасна, но стандарты – лишь первый, пусть и значительный, шаг к ее реализации. Многое будет зависеть от конкретных образовательных программ, учебников и – педагогов. – Как известно, учитель – одна из самых консервативных профессий, – отмечает Орлов. – Мы говорим, к примеру, о том, что все они освоили информационные технологии, но на деле большинство пользуются компьютером как фильмоскопом для демонстрации слайдов, а ведь он может решать потрясающие задачи! К чести регионального института повышения квалификации нужно сказать, что представители подобных организаций федерального уровня и разработчики учебников – нередкие гости на семинарах для тульских учителей. …«Все будет платным!» Освоение предметов, прописанных во ФГОСах, и внеурочная деятельность, о которой там идет речь, будут бесплатными, пояснили нам в областном департаменте образования. Педагогам, которые занимаются работой кружков в рамках стандартов, тоже не придется делать это на добровольных началах – их труд, как положено, будет оплачиваться. Усмотреть опасность можно лишь в том, что стандарты не определяют, да и не должны определять, точное количество часов на овладение программой по предмету или на занятия в кружках и секциях. Соответственно могут появиться нормативные акты, которые регулируют эти нормы не в пользу родителей и детей. Еще один финансовый нюанс: как уже было сказано, на новые стандарты школы перейдут в 2015 учебном году. Таким образом, у них осталось не так много времени, чтобы удовлетворить все требования, которые ФГОС предъявляет к оборудованию. Директор 71-й школы Ирина Симонова с нескрываемой гордостью демонстрирует нам лингафонный кабинет, читальный зал с разнообразной оргтехникой и доступом к Сети, автоматизированные рабочие места учителей. Здесь, в большой городской школе, есть и спортивный и актовый залы, и столовая, и медицинский блок. Но сколько по области других учреждений, у которых никогда не было своего спортзала, а содержимое кабинета информатики безнадежно устарело. Что они будут представлять собой к сентябрю 2015-го – еще вопрос. …«Чисто писано в бумаге» Вроде бы, родителям нечего бояться стандартов – и цели образования заложены прогрессивные, и урезания программы не предвидится, и кружки бесплатные добавятся. Но эксперты осторожны. – Знаете, как в русской пословице: «Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги», – напоминает Александр Орлов. – Разработчикам стандартов кажется, что все просто прекрасно, но ведь никакого глобального эксперимента, который бы выяснил, хороши ли они, не было. А умозрительно судить невозможно. Итоги по шести тульским школам областное министерство образования обещает подвести в конце учебного года. 
Татьяна МОТОРИНА
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА 
Все снимки здесь
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему