Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 09 Апреля 2020

Станция третьего министра

Станция третьего министра
15 Окт 2012 20:24 / Общество
Многие богородчане и жители окрестных населенных пунктов, ежедневно пользующиеся услугами железной дороги, вряд ли знают, что станции Жданка, так удобно расположенной в городской черте, могло и не быть. Строительство ее и проходящей через Богородицк ветки во многом заслуга человека с известной в Тульской области фамилией – графа Алексея Бобринского. Возвращение хозяина Алексей Павлович приходился внуком родоначальнику Алексею Григорьевичу Бобринскому, внебрачному сыну императрицы Екатерины II. – Он воспитывался вместе с наследниками престола, был дружен с Александром II, братьями Жемчужниковыми, Алексеем Толстым, – рассказывает прямой потомок и тезка Алексея Бобринского. – В молодости участвовал в Крымской кампании. Отличался крепкими нервами – засыпал около пушки и не всегда просыпался, когда она стреляла. Но, надо сказать, всегда ощущал личную ответственность за происходящее вокруг, был, что называется, государственным мужем. Бобринские стояли у истоков создания российских железных дорог. На посту министра путей сообщения Алексей Павлович сменил в начале семидесятых годов XIX века двоюродного брата – Владимира Алексеевича. Правда, должность он занимал всего три года, но за это время была сооружена Ряжско-Вяземская дорога – одна из первых в России, полотно которой было уложено из стальных рельсов на всем протяжении. Алексей Бобринский подал в отставку, как утверждает его праправнук, из-за размолвки с императором: занятый грандиозным строительством, государственный деятель не желал тратить казенные средства на взятки, что выходило за рамки сложившейся традиции. Уйдя с министерского поста, Алексей Павлович перебрался в богородицкое имение. Однако и здесь он не сидел сложа руки, оставив по себе добрую память. Бобринский посвящал время хозяйственной деятельности: восстановил пострадавший от пожара дворец и привел в порядок усадебный парк, занимался выращиванием сахарной свеклы и построил в Богородицке сахарный завод, а позднее для обеспечения предприятия топливом заложил Товарковскую угольную копь – одну из первых в Подмосковном бассейне. – Граф Бобринский слыл человеком основательным, решительным, но бывал не­уравновешен, – говорит Алексей Николаевич. – И если выходил из себя, то успокоить его могла только одна из нянек – никому другому не подчинялся. Детей в семье было довольно много: старший – мой прадед, еще трое сыновей и несколько дочерей. Все жили в Богородицке до начала двадцатых годов прошлого века. Праправнук Бобринского старается бывать в родовом гнезде хотя бы раз в году. А вот сам министр путей сообщения и владелец имения «вернулся» на родину лишь несколько дней назад, когда по инициативе железнодорожников на станции Жданка ему был установлен памятник. Дорога для города – Из истории нам известно, что первоначально в генеральном плане развития железных дорог в России линии, проходящей через Богородицк и Ефремов, не было, и только благодаря настойчивости Бобринских ее построили, – подчеркнул на торжественной церемонии открытия памятника начальник Московской железной дороги Владимир Молдавер. Действительно, именно управляющий министерством путей сообщения Владимир Бобринский, воспользовавшись ходатайствами земств и городов не только Тульской, но и соседних с ней губерний, предложил пересмотреть план развития железнодорожной сети. С разрешения царя он представил Комитету железных дорог проект, включавший 18 новых линий, в том числе Скопино-Тульскую с ветвью на Ефремов и Елец. Комитет одобрил проект дороги как «совершенно необходимой для развития каменно­угольной промышленности и преуспеяния загранично-отпускной торговли». Ветку повели от станции второго класса Хрущево, переименованной позднее в Узловую. В Богородицке же планировалось устроить станцию четвертого класса. Первоначально местом для ее строительства определили городской выгон в полутора верстах от города. Сама же линия должна была пройти в стороне от Богородицка, разделив выгон на две части. Город мог потерять 450 десятин лучшей земли. Желая изменить ситуацию, городской голова Андрей Васильевич Ламакин выехал в Петербург и подал прошение министру путей сообщения Алексею Павловичу Бобринскому, сменившему на этом посту двоюродного брата. Градоначальник от имени горожан просил изменить направление железнодорожной линии близ Богородицка, чтобы она прошла по окраинным улицам, а станцию перенесли ближе к населенному пункту. Бобринский поспособствовал, чтобы ходатайство богородчан было учтено при составлении окончательного проекта. Уже осенью 1874 года станция Богородицк готовилась принимать первых пассажиров. Название она традиционно получила по населенному пункту. Переименовать ее в Жданку решили двадцать лет спустя, когда в Подмосковье появилась станция Богородск и грузы стали «теряться», приходя не по назначению. Строительство станции позволило включить Богородицк в систему железных дорог России, а благодаря удобному расположению объемы товарооборота местных производителей существенно возросли. Обновленная Жданка Со времени появления в России первой железной дороги исполнилось 175 лет. Срок, как заметил Владимир Молдавер, для страны вроде небольшой, но очень важный для компании, прошедшей за это время путь становления. За годы существования станция Жданка видела разные времена. В пятидесятые здесь построили просторный вокзал, пассажиров было много. Но в последние десятилетия с развитием автомобильного транспорта привычное положение дел стало меняться. – Я занимаю должность начальника станции семна­дцатый год, – рассказывает Наталья Кулешова. – Раньше работы было больше, но постепенно вокзал перестал заполняться людьми, несмотря на то что у нас всегда работала касса «экспресс», где продавались билеты на все направления. Местные жители вспоминают, что прежде на вокзале был большой буфет, а потом часть здания и вовсе закрыли, оставив только кассы и зал ожидания. Но появившаяся на тульской железной дороге традиция создания станций-музеев должна была рано или поздно «добраться» до Богородицка. Ведь не вспомнить о деяниях земляка Алексея Бобринского нынешние работники отрасли просто не могли. – Нельзя выстроить будущее, не помня прошлого, – уверен заместитель начальника Московской железной дороги по тульскому региону Александр Потапенко. – А у нас за плечами великая история. Мы приняли решение отдать должное графу Алексею Павловичу Бобринскому, при содействии которого была построена железная дорога, проходящая с Ряжска на Вязьму через Узловую и от Узловой до Ельца. Сегодня трудно представить жизнь Тульской области без этих железных дорог. Поэтому мы открыли на станции памятник министру путей сообщения. Так уж принято у железнодорожников: если берутся за дело, то основательно. Поэтому установкой памятника не ограничились – станция была полностью реконструирована. Вокзал отремонтировали, позаботившись о том, чтобы помещение было теплым и уютным. Для удобства пассажиров здание оснастили современными электронными табло, позволяющими узнать любую необходимую информацию о движении не только железнодорожного, но и автомобильного транспорта во всех городах региона. Однако внимание привлекает не столько технологическая «начинка», сколько стилизованный под старину интерьер: от великолепных портьер и деревянных скамеек с искусной резьбой до главного украшения новой станции – музея. Пустовавшая раньше комната получила прекрасное оформление и теперь «рассказывает» посетителям о развитии железных дорог и деятельности графа Бобринского, об истории станции и людях, которые здесь трудились. Музей наполняют модели локомотивов, портреты и исторические документы, рабочие инструменты железнодорожников. А экскурсоводом служит электронная стойка, где представлена вся информация. – Пассажирам теперь не придется думать, чем заняться в ожидании поезда, – говорит Александр Потапенко. – Они могут посетить музей, познакомиться с историей Богородицка, представленной в оформлении центрального зала. И конечно, получить все необходимые сведения. Но это лишь то, что на поверхности. В процессе реконструкции станции мы выровняли и отремонтировали пути, заменили все стрелочные переводы, установили автоматизированные рабочие места, позволяющие дежурным видеть движение поездов в реальном времени. Одним словом, полностью обеспечили надежность и безопасность перевозок на этом участке. Вдобавок облагородили территорию: разбили два сквера, установили лавочки, привели в порядок вокзальную площадь. Теперь Жданка – это еще и место отдыха для горожан. Несмотря на масштаб проведенных работ, все сделано в очень сжатые сроки. Год назад реконструкция была только на стадии проекта. А жители заметили появление рабочих лишь два месяца назад. – Мы живем рядышком, через линию от вокзала, и с августа наблюдали, как ребята здесь работали, – вспоминает Мария Антоновна. – Делали все очень быстро, станция менялась буквально на глазах. Поэтому люди неудобств особенно не почувствовали, хотя во время ремонта вокзал открывался только в определенные часы. А теперь здесь очень красиво, мы такого не ожидали. Все выглядит как в настоящем музее. Вот даже камин – вроде современный, электрический, но сделали под старину, как у графов было… Железнодорожники говорят, что реализация этого проекта была бы невозможна без помощи партнеров. Ведь помимо ОАО «РЖД» и Московской железной дороги в финансировании реконструкции приняли участие компании грузоперевозок и промышленные предприятия. А в создании экспозиции помогли сотрудники Дворца-музея Бобринских в Богородицке. По одной в год Колоссальный труд железнодорожников тульского региона был отмечен – Владимир Молдавер вручил начальнику станции Наталье Кулешовой свидетельство о присвоении звания «Предприятие эффективных технологий и эстетики». – Эта награда утверждена ОАО «Российские железные дороги» почти десять лет назад, – сказал он. – Почетное звание носят уже 38 станций, шесть из которых – в тульском регионе. Жданка – станция третьего класса. Вроде небольшой объем работ: ежесуточно пропускает 18 пар пассажирских поездов, три пары пригородных, девять – грузовых, формирует и отправляет два поезда с местным грузом. Но ее открывали еще при императоре, и она до сих пор работает, что говорит о значении и востребованности станции. Сейчас мы все переживаем, может быть, не самый простой период, но хорошо, что железнодорожники совместно с муниципальной и региональной властью находят возможность претворять в жизнь такие проекты. Начальник МЖД поблагодарил инициаторов и исполнителей этих работ, а также вручил свидетельства о присвоении званий «Почетный ветеран Московской железной дороги» и почетные грамоты сотрудникам. Он отметил, что открытие реконструированной станции – праздник для жителей и пассажиров, а для компании прежде всего усиление инфраструктуры для пропуска поездов. – Мы понимаем, что транспортное обеспечение – это жизненная необходимость, – подчеркнул Молдавер. – Поэтому с правительством Тульской области заключено соглашение о сотрудничестве, и оно исполняется. – У нас есть взаимная заинтересованность в развитии, – подтвердил губернатор Владимир Груздев. – Ведь «Российские железные дороги» – одна из крупнейших компаний страны, локомотив нашей экономики. Помимо того что она приносит в регион новые технологии и привозит нам гостей, компания является еще и крупным налогоплательщиком. И конечно, здорово, что в РЖД помнят имена прародителей и стараются сохранить историю в действующих станциях-музеях. Губернатор предложил Владимиру Молдаверу возродить экскурсионный поезд «Москва – Козлова Засека». Однако железнодорожники и сами не собираются останавливаться на достигнутом. – Жданка – шестая станция-музей тульского региона, – говорит Александр Потапенко. – Кроме нее пассажиров принимают отреставрированные ранее Козлова Засека, Тарусская, Скуратово, Чернь и Ефремов. При создании каждой из них мы старались сохранить память о людях, творивших историю. В последнее время мы делали по одной станции в год. Будем стараться поддерживать набранный темп. Думаю, следующей станцией, которою ожидают перемены, станет Венев. Власти региона, поддерживая деятельность железнодорожников, надеются на привлечение дополнительного потока туристов. Опыт показывает, что красиво оформленные станции с «привязкой» к местности вызывают неизменный интерес у посетителей. А потомок Бобринских убежден, что это будет иметь и воспитательное значение. – Железная дорога никогда не была только средством сообщения, – поясняет он. – С ней приходили развитие, культура. На таких станциях, как Жданка, мы видим, что элемент культуры возвращается на транспортную артерию. Богородицк – город со своим характером. Замечательно, что путейские люди, как говорили прежде, почувствовали дух этого города, его традиции.
Елена КОЛОБАЕВА
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА

Читайте также

Хочется помочь людям
01 Апр 2020 18:40 / Общество
– Когда я училась в школе, мой классный руководитель говорила: «С твоим повышенным чувством справедливости надо идти работать судьей». Именно эти слова и стали толчком к моему выбору профессии, потому что изначально я хотела стать врачом, – говорит Юлия Александровна Половая. – Сейчас я нисколько об этом не жалею, считаю, что правильно поступила, когда подала документы в юридический институт. Читать »
31 Мар 2020 18:47 / Общество
Два самых больших города Тульского региона – областной центр и Новомосковск – стали около года назад пилотными территориями для реализации проекта «Умный город». Читать »
27 Мар 2020 14:49 / Общество
То ли постеснялись, то ли забыли спросить газетчики «Коммунара» имя и отчество у фронтовика Большакова, который в 1943-м пришел в среднюю школу № 8 города Тулы, чтобы пообщаться с ребятами. А, может, из-за режима секретности не стали журналисты приводить в СМИ полные данные об офицере? Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 




da300x250_v5.png






Предпочтительный формат


Присоединяйтесь к нам Vkontakte

Наш Twitter