Общество

08:01, 30 сентября 2020

Уголь был. Допудобства отсутствовали

В рамках редакционного проекта «Шахтерская слава» мы продолжаем искать на территории нашего региона следы разработок, где когда-то добывали уголь, и брать с полок архивные папки и советские газетные подшивки, хранящие память о трудовых успехах горняков. В этот раз отправляемся по автодороге из города Щекино в сторону деревни Кресты. Там сворачиваем направо и видим указатель на поселок Шахтерский. Говорят, там действовала шахта № 17. По крайней мере, именно под таким номером она значится на схеме щекинских шахт за 1963 год, которую нам показали в районном архиве.

Упираемся в здание Щекинского дорожного ремонтно-строительного филиала «Тулаавтодора». А за ним начинается цепь, похоже, шахтных полуразрушенных кирпичных строений – местами с пробитыми стенами: готовый антураж для съемок фильмов о боях в Сталинграде. 

IMG_2140.JPG

Деревья «оккупировали» и крыши, и прилегающую территорию – да так, что иные постройки разглядишь только с очень близкого расстояния. Крыша местами уже обвалилась – то ли от времени, то ли кто-то пытался «добывать» тут стройматериалы. Вокруг – кострища. И чего только не навалено: шины грузовиков и тракторов, обрезки резины, колеса детских велосипедов, битый шифер, поддоны, пластиковые бутылки и ведра, стоптанная мужская обувь, посылочные ящики…

IMG_2161.JPG

IMG_2143.JPG

IMG_2153.JPG

IMG_2171.JPG

 Ну, а самым масштабным напоминанием о том, что тут существовала именно шахта, служит высоченный террикон – его видно за несколько километров. А возле него – бетонные глыбы. Очевидно, и тут располагались какие-то объекты, но потом их развалили и, возможно, местность частично распахали. На земле – следы собак, кабанов да грузовиков, вероятно, вывозивших куда-нибудь шлак с террикона. Сегодня тут услышишь разве что щебетание птиц да шорох испуганной кошки, а ведь когда-то на щекинских шахтах звучали бодрые призывы, гремели вагоны с углем, раздавался смех горняков… 

IMG_2215.JPG

IMG_2230.JPG

IMG_2191.JPG

IMG_2198.JPG

IMG_2210.JPG

Мы заглянули в Щекинский районный архив и попросили принести газеты, рассказывающие о жизни советских шахтеров. Примета времени: тогда, в 1950-ые, никому из читателей не требовалось подробно объяснять значение слов «лава», «навалоотбойщик», «очистной фронт», «посадчик» – потому что чуть не каждый третий щекинец был так или иначе связан с угледобычей, а сегодня придется аж на полстраницы размахать, кто такие рештачники и «с чем их едят». Но мы не станем этого делать – пусть современный читатель без лишних комментариев просто «вдохнет запах» минувшей эпохи...

Закрепляя успехи минувшего года, горняки второго участка шахты № 19 улучшают свои технико-экономические показатели. Среднесуточный съем угля с действующего очистного фронта почти на 40 тонн превышает плановый. С начала января потребителям отправлено 215 тонн угля дополнительно к заданию. Все сдельщики выполняют производственные нормы. Успеху коллектива, как и всегда, способствует слаженная работа всех производственных звеньев. Слесари, руководимые механиком Никитиным, своевременно и надежно ремонтируют механизмы. Рештачники почти на два часа ускорили переноску конвейера. Не задерживают навалоотбойщиков посадчики и бурильщики. Лавы участка бесперебойно снабжаются порожняком и крепежным лесом. Коллектив участка настойчиво борется за то, чтобы довести среднесуточный съем угля с действующего очистного фронта до 400 тонн. Из газеты «Знамя коммунизма» от 09.01.1955 г.

IMG_2240.JPG

Конечно, тогдашние шахтеры думали не только о том, как бы дать стране еще больше угля. Это были обыкновенные люди, со своими слабостями и увлечениями. Та же «Знаменка», например, сообщала, что в 1955-м всеобщее признание на шахте № 19 получил… шахматно-шашечный спорт! «Число любителей этого вида спорта за последнее время возросло вдвое, – информировала газета. – Сейчас продолжается турнир по шахматам и шашкам на личное первенство шахты. В нем участвуют 30 человек».

IMG_2239.JPG

IMG_2255.JPG

IMG_2175.JPG

IMG_2209.JPG

А еще нам показали в райархиве любопытный документ: выписку из протокола заседания шахтного комитета шахты № 17-бис треста «Щекинуголь» от 18 октября 1965 года «о предоставлении квартир для квартиросъемщиков-рабочих». На том заседании присутствовали шесть членов шахткома и начальник шахты. Слушали они доклад председателя жилищно-бытовой комиссии М.И. Пармухина. И что же решили? Горняку В.П. Шабанову и его жене Н.П. Митиной в итоге постановили выдать ордер на квартиру в доме № 9 по улице Центральной в поселке шахты № 17. Конечно, это были не хоромы царские, но и не совсем уж избушка на курьих ножках. Посудите сами: жилплощадь – двадцать квадратов, одна комната. Правда, кухни нет. Как нет и «дополнительных удобств» (то ли о туалете речь шла, то ли о ванной, то ли обо всем этом сразу). В то время, видимо, и этому люди были несказанно рады. Мол, свой угол есть – уже хорошо, а дальше поглядим, мы же строим коммунизм, а значит, не за горами счастливое будущее с просторными квартирами со всеми удобствами.

P1700294.JPG

Семнадцатая шахта, ее горняки, трудовые рекорды, ордена и грамоты, все эти сотни тонн добычи и километры вагонов, нагруженных углем, конечно, давно уже ушли в историю. Но то, что углепром Щекинского района внес огромный вклад в развитие экономики страны, до сих пор помнят многие.

Сергей МИТРОФАНОВ

Геннадий ПОЛЯКОВ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий