Общество

13:58, 11 января 2019

Все о бесплатной медицине

Минздрав РФ выпустил специальную памятку о том, какую медицинскую помощь мы можем получить бесплатно. А также о том, как действовать, если платить все-таки понуждают.

Екатерина ГАРБУЗОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ

Для среднестатистического пациента это документ основополагающий. Не будет лишним памятку эту с собой в поликлиники брать – в одном пакете со СНИЛСом, полисом и паспортом.
– Правила едины для всего государства, – говорит директор департамента здравоохранения министерства здравоохранения Тульской области Елена Дурнова. – В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и гарантированную бесплатную медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Наш регион также работает в рамках этой программы, а вернее – Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, но она может быть только шире, а никак не уже программы, утверждаемой правительством. Основными государственными источниками финансирования программы являются средства системы обязательного медицинского страхования и бюджета.
Памятка размещена на сайте ре­гио­наль­ного минздрава и на официальных сайтах лечебных учреждений. Сегодня «ТИ» рассказывает о тех ее положениях, которые чаще всего вызывают вопросы у пациентов.
Какие виды медицинской помощи оказываются бесплатно?
В рамках госгарантий вы можете рассчитывать на первичную доврачебную помощь фельдшера, акушера и других средних медработников в амбулаторных условиях и на дневном стационаре. На первичную врачебную помощь врачей-терапевтов, педиатров, врачей общей практики. А также на первичную специализированную медицинскую помощь, которая оказывается узкими специалистами.
Бесплатной должна быть специализированная медицинская помощь в стационарах, включая профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе в период беременности и родов, требующих сложных медицинских технологий. Высокотехнологичная медицинская помощь с применением новых сложных и даже уникальных, ресурсоемких методов лечения – в том числе клеточных технологий, роботизированной техники – тоже обязана быть бесплатной! Перечень видов такой помощи к программе прилагается.
Разумеется, бесплатной остается скорая медицинская помощь, а также – паллиативная.
В результате пациенты могут рассчитывать на дармовой гемодиализ, экстракорпоральное оплодотворение, химиотерапию при злокачественных новообразованиях, диспансерные, профилактические осмотры и т. д. Программа предусматривает и лекарственное обеспечение граждан для каждого случая.

Бесплатная медпомощь:
сколько ее ждать?
Крайне важно, чтобы бесплатная медицинская помощь подоспела вовремя. И прибегаем-то мы к услугам частного сектора, в основном если ждать уже невмоготу. Вопросы о сроках чаще всего возникают в отношении плановой медицинской помощи: все знают, что экстренная обязана оказываться безотлагательно (время доезда бригады не должно превышать 20 минут с момента ее вызова), а неотложная – в течение двух часов с момента обращения пациента. Плановая же форма – это все остальное, когда отсрочка на определенное время не повлечет за собой ухудшения состояния пациента, не составит угрозу его жизни и здоровью. Но каково оно – это «определенное» время?
Так вот, к участковым терапевту или педиатру вы должны попасть не позднее чем через 24 часа с момента обращения в поликлинику. То есть не должно быть такого, чтобы, попытавшись в понедельник записаться к терапевту, вы обнаружили, что время свободное есть только на пятницу. Обратитесь в регистратуру (можно с памяткой в руках), и вам обязательно выделят резервное время.
Ожидание консультаций врачей-специалистов не должно превышать 14 календарных дней. Равно как проведение диагностических и лабораторных исследований (маммография, УЗИ и др.) Компьютерную томографию вам должны сделать в течение месяца, а в случае онкологического заболевания – в течение тех же двух недель.
За что платить не надо,
а за что – надо
Памятка минздрава перечисляет все, за что вам не следует платить при получении медицинской помощи в государственных лечебных учреждениях. Кроме уже перечисленных ее видов, сюда входят лекарственные препараты в стационарах – круглосуточном и дневном, донорская кровь, лечебное питание, нахождение с ребенком в стационаре, если ему еще нет четырех лет или его состояние того требует, транспортировка в другое лечебное учреждение на диагностику, если в данном стационаре отсутствует нужная техника.
Казалось бы, все, что душе угодно, декларируется в качестве бесплатной медицинской помощи. Но! И платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения оказываются. Более того, они не только могут, они должны быть вам предложены – в полном соответствии с законодательством РФ.
При этом платным может быть как весь объем медицинской помощи (по вашему желанию), так и отдельные консультации или вмешательства. Например, при оказании услуг анонимно, при оказании медицинской помощи иностранцам, лицам без гражданства и гражданам РФ, которые постоянно здесь не проживают и системой обязательного медицинского страхования не застрахованы. А также при самостоятельном обращении за какой-то услугой, например – диагностической без направления.
Если же пациент от предложенных платных медицинских услуг отказался, это не может служить поводом для ущемления его в правах на полный объем бесплатной медицинской помощи.
Куда обращаться,
если ваши права нарушаются
Совершенно необходимо знать, куда обращаться, если бесплатная медицинская помощь подменяется платной.
Итак. В первую очередь – в администрацию лечебного учреждения: к заведующему отделением, главному врачу. Чаще всего вопрос решается уже на этом уровне, но раз такого не произошло, вы можете обратиться в офис страховой медицинской организации, включая страхового представителя, – очно или по телефону, номер которого указан в вашем страховом полисе. Кроме того, ваши права обязаны блюсти территориальный орган управления здравоохранением, территориальный орган Росздравнадзора, территориальный фонд обязательного медицинского страхования. И далее – по кругу от общественного совета при ре­гио­наль­ном минздраве до Минздрава РФ, но мы уверены, что до этого не дойдет.
Исходя из содержания программы в реальной действительности чаще всего вам придется жаловаться в следующих случаях. При отказе в записи на прием к врачу-специалисту при наличии направления лечащего врача. При нарушении предельных сроков ожидания медицинской помощи, особенно плановой. При отказе в бесплатном предоставлении лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания. В ситуации, когда вам предложили оплатить те медицинские услуги, которые по показаниям назначил лечащий врач. Если вы уже за них заплатили, обязательно сохраните кассовый чек, товарные чеки и уже после всего хорошего обратитесь в страховую медицинскую организацию. Установив неправомерность взимания денежных средств, она же организует их возмещение.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему