Общество

16:35, 14 декабря 2018

Я найду на вас горуправу

Когда и под чьим руководством в Щекино, оккупированном в 1941 году немецко-фашистскими войсками, была создана городская управа? Какова была ее структура? И как подбирались для нее рядовые сотрудники и руководящий состав? Ответы на эти очень важные с исторической точки зрения вопросы, интересующие краеведов вот уже много лет, удалось найти только недавно – в рассекреченных при содействии пресс-службы Управления ФСБ России по Тульской области архивных материалах, касающихся судьбы бургомистра Дмитрия Кувшинова.


Квартирный вопрос по-щекински

По его словам, горуправа (Кувшинов называл ее «руководящим органом немцев») появилась примерно 9-10 ноября 1941 года. Работой учреждения в основном руководил бургомистр, но небольшое участие принимал и заместитель Кувшинова по общим вопросам Иннокентьев (фамилия изменена – Прим. ред.). «Городская управа была построена по общему принципу территориальных органов немцев, она состояла из ряда отделов: биржи труда, торгово-промышленного, финансового, квартирного, земельного, школьного, отдела здравоохранения и полицейского отдела, – вспоминал Кувшинов. – В таком именно порядке мне лично было предложено представителями немецкого военного командования создать городскую управу. Отдел биржи труда был обязан производить регистрацию и вести последующий учет населения в Щекинском районе вообще и в частности рабочей силы и направлять таковую на различные работы, как по требованию немцев, так и представителей их временных властей. Торгово-промышленный отдел свою работу по указанию немцев обязан был направлять на создание в районе серии различных мелких предприятий и подчинить их целиком и полностью немецким захватчикам. На финансовый отдел было возложено выплачивать зарплату рабочим городской управы, куда входят все упомянутые мною выше отделы, собирать налоги с населения, включая сюда и взимание штрафов».
К функциям квартирного отдела относились ремонт и распределение квартир – в первую очередь, конечно же, отдельным немцам из числа офицерского состава. Затем на жилье могли претендовать воинские части – причем в этом случае квартирный вопрос горуправе необходимо было решить, невзирая на численность солдат вермахта. В последнюю очередь полагалось помогать с «метрами» рабочему населению, «на что меньше всего мы рассчитывали», как признавался впоследствии сам Кувшинов. Кто-то в наши дни, разумеется, может засомневаться: мол, с очень большим трудом верится в то, что в реальности кто-то из сподвижников Кувшинова спешил оказать содействие простым щекинцам. Поясняем: возможно, подобная поддержка людей, не имевших своего угла, действительно массовой не являлась. Но, скорее всего, все-таки имела место быть. Неслучайно же бургомистр говорил, что за жилплощадь с советских граждан взимали определенную плату, установленную финансовым отделом с санкции градоначальника (то есть некий резон у горуправы помогать населению был). А вот немцы за жилье не платили.

Сельхозпродукция для Германии

«Земельный отдел при городской управе являлся как бы самостоятельной единицей. Ему немцы придавали большое значение, тем более, как я понял из беседы с комендантом Пауром, на оккупированной ими территории начальник земельного отдела в равной степени, как и я, бургомистр, должен отчитываться непосредственно перед немцами, – пояснял Кувшинов. – Если я, допустим, по административной линии, то он по сельскому хозяйству, если не считать того, что он в поверхностной форме должен был информировать бургомистра о проделанной работе. Поэтому-то начальник земельного отдела являлся моим вторым заместителем. На отдел было возложено вести учет посевной площади в районе, учет хлеба, скота, сельскохозяйственного инвентаря и т.п., руководить работой старшин и старост и через них снабжать немцев всем необходимым: хлебом, скотом и прочим». Как видно, у гитлеровцев в аграрном вопросе имелись далеко идущие планы – в перспективе Щекинский район явно представлялся фашистам поставщиком сельхозпродукции в Германию. А на период войны немцам просто-напросто требовалось уточнить: каковы на оккупированной территории истинные запасы продовольствия для солдат вермахта?
Школьному отделу Кувшинов и оккупанты поручили взять все школы Щекинского района вместе с их имуществом на учет и произвести подбор преподавательского состава. В дальнейшей своей работе данный отдел обязан был руководствоваться указаниями бургомистра. А отделу здравоохранения, как указали немцы, предписывалось открыть в районе аптеки, амбулатории, больницы и другие лечебные учреждения, для чего требовалось подобрать нужный состав работников. Следует ли из этого, что гитлеровцы таким образом якобы проявляли заботу о мирном населении? Вряд ли. Скорее всего, оккупанты хотели иметь у себя в наличии резерв полноценно укомплектованных и готовых к работе медучреждений на случай того, если немецкие госпитали не справятся с потоком солдат вермахта, получивших ранения на Восточном фронте. С другой стороны, противник опасался вспышек различных болезней среди мирных граждан, поэтому и постарался обезопасить себя, создавая аптеки. Мол, и нам лекарства всегда пригодятся, и щекинцы не будут распространять заболевания.

«Случаев отказа не было»

«Карательный орган немцев – городская полиция, входящая в состав горуправы и находящаяся с ее начальником и заместителем в подчинении только бургомистра – свою работу должна была направлять на проведение карательных мероприятий в отношении мирного населения: производить аресты и обыски, нести охрану арестованных, находящихся при городской управе, охранять различные объекты и соблюдать порядок как в городе, так и деревнях», – пояснял Кувшинов. Кстати, за время оккупации города Щекино там сменились три начальника полиции. Первым, как мы уже писали ранее, стал участковый милиционер Кустов (фамилия изменена – Прим. ред.), который не эвакуировался с отступавшими частями РККА и беженцами. Бургомистр лично отвел Кустова в немецкую комендатуру, где у него помощник коменданта Паура инспектор Кольга отобрал револьвер системы «наган» и освободил, поскольку Кустов согласился на предложение Кувшинова быть начальником полиции при городской управе.
Как правило, руководящий состав в указанные выше отделы управы подбирался Кувшиновым и его замом Иннокентьевым. Та или иная «взятая на карандаш» кандидатура ими сначала обсуждалась. И если оба они, как говорил Кувшинов, «приходили к общему знаменателю», то намеченных кандидатов вызывали и ставили на ту или иную должность. «При подборе и назначении начальников отделов в каждом отдельном случае приходилось мне или Иннокентьеву разговаривать по существу и предлагать намечаемому работать на немцев. Случаев отказа от предлагаемой им должности не было, – уточнил бургомистр. – Остальной аппарат горуправы (я имею ввиду рядовой состав всех отделов) подбирался начальниками последних с последующим их утверждением мною».

Продолжение следует.

Сергей МИТРОФАНОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему