Общество

19:09, 15 января 2013

Зачем директору философия?

На Всероссийском конкурсе «Директор школы-2012» представители нашей области показали неплохие результаты. В тридцатку лучших из 350 участников со всей страны вошли сразу два туляка – руководитель школы №56 Владимир Кузнецов и его коллега из школы №29 Ольга Гольдарб. Более того, по итогам очного тура Гольдарб оказалась в числе десяти финалистов. В беседе с корреспондентом «ТИ» Ольга Леонидовна рассказала, что это значит – быть успешным директором современной школы.  
– Что именно, на ваш взгляд, помогло победить? На какие особенности участников прежде всего обращало внимание жюри?
– В самом первом, заочном, туре мы должны были описать свой директорский опыт за последние три года в форме эссе. Многие просто составили отчеты, как привыкли делать всегда. Я уверена, что большинство участников конкурса – люди с богатым опытом, но в данном случае ценился индивидуальный, нестандартный взгляд. То же самое можно сказать о видеороликах на тему «Я директор», которые мы готовили уже в очном туре. Возможно, мою работу жюри оценило потому, что она была единственной, где сам руководитель в кадре не появлялся. И это не случайно: школа должна работать, даже когда директор отсутствует. Если его в данный момент нет на месте, но учреждение успешно функционирует – значит, у руководителя все налажено как следует.
Вообще конкурс заставлял искать новые подходы. В нашей работе много накатанного, повторяющегося из года в год, а тут нужно было задействовать резервы, о которых мы раньше и не подозревали.
– У вас большой опыт, плюс вы имели возможность пообщаться с лучшими представителями всех регионов. Каким, по вашему мнению, должен быть идеальный директор современной школы? За последние лет десять его портрет сильно изменился?
– Есть основные вещи, нужные любому руководителю всегда. Например, умение организовать работу, создать хороший коллектив. Что поменялось? Время другое. Оно требует мгновенного реагирования, потому что увеличился поток информации. Раньше на печатной машинке мы приказ печатали полчаса, а сейчас за это время успеваем получить двадцать писем по электронной почте, ответить на них и дать столько же поручений. Кроме того, надо уметь разбираться в финансовых вопросах, ведь большинство школ стали бюджетными учреждениями, сами делают закупки. Приходится повышать и юридическую грамотность – например, нередко необходимо внести изменения в устав, а юриста в штате нет. Остается также вопрос о том, должен ли быть директор еще и педагогом…
– Вы для себя его решили положительно – преподаете…
– Преподаю: так уж получается, что несколько часов некому отдать. Но я пришла к выводу, что стоит вести хотя бы один класс. Когда ты от учителей требуешь современных подходов, работы по новым стандартам, но делаешь это, так сказать, теоретически, то отдаляешься от процесса. Когда же сам преподаешь, то находишься внутри него. И идя на урок, контактируя с детьми, понимаешь, что именно они – главные люди в школе.
– Вы возглавляете 29-ю школу 16 лет, а теперь вошли в десятку лучших директоров России. И наверняка знаете, как сделать хорошую школу. В чем тут секрет успеха – в пластиковых окнах, новых компьютерах, профессиональных преподавателях?..
– Условий много, но всего важнее – коллектив. Сколько усилий, времени я потратила, чтобы его сформировать! Но зато сейчас без ложной скромности могу сказать: получилось. Думаю, во многом благодаря этому у нас теперь желающих попасть в первый класс больше, чем мест, хотя когда я только начинала работать, шли к нам неохотно. Сегодня основная проблема у каждого директора – кадры. А ведь надо найти не просто педагогов, а профессионалов, тех, кто будет разделять твои цели.
– А какие еще есть трудности у современного директора? Бумажная работа, наверное, угнетает?
– Сейчас много говорят о том, что зарплата учителя должна приближаться к 20 тысячам. А у самого заслуженного моего преподавателя оклад не более 10 тысяч. Изыскать недостающие финансы – та задача, которая ложится на плечи директора.
Что касается бумажной работы – да, она отнимает много времени, причем того, которое раньше давалось на творчество, на обдумывание учебного процесса. И тем не менее нужно находить время, чтобы заниматься и этим, пусть вечером, после работы. Если не будешь думать о философии преподавания, о перспективах развития учебного заведения, то рано или поздно школа станет стандартной, неинтересной.
Татьяна МОТОРИНА
Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему