Общество

16:07, 16 августа 2018

Загадка синего мундира

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Владимир Глазков – военный историк, эксперт в области оружия и военной формы прошлых веков. Фонд «Русские витязи» выпустил серию его книг «Оружие Великой войны», посвященную вооружению русской армии периода Первой мировой войны.

Они написаны прежде всего с точки зрения тех, кому приходилось с этим оружием воевать, – солдат и офицеров русской армии начала ХХ столетия.
В отечественной практике попытка описания такого рода предпринята впервые. Благодаря этому изданиями заинтересовались не только специалисты, но и художники по костюму, участники клубов реконструкции.
– Владимир, в этом месяце мы будем праздновать 145-летие Тульского государственного музея оружия, а вы постоянно сотрудничаете с ним…
– Да, состою в общественном совете, периодически консультирую, принимал участие в оформлении экспозиции. Там есть манекены, одетые в форменные костюмы, которые сделаны мной, кроме того, я рассказывал, как именно их носили.
Есть книга, написанная Рихардом Кнетелем «Искусство униформы» – представляете, как к военной форме относятся в Австрии, если соотносят с искусством? В Вене расположен музей «Арсенал»: уникальное собрание старинной форменной одежды, оружия – начиная с XVII века, когда город осаждали турки. Кстати, именно после этого события австрийцы стали выпекать рогалик – символ полумесяца, который поедают за завтраком.
– Вы посещали музеи оружия в разных странах. Как на их фоне выглядит тульский?
– Великолепно! Я со всей ответственностью заявляю, что наш ТГМО – один из лучших в мире!
– А как началось ваше увлечение оружием?
– Кто из мальчишек не играл в солдатиков? Помню, в конце 70-х к очередной годовщине Оте­чественной вой­ны 1812 года были выпущены спички: несколько коробков с изображением русских солдат – пехотинцев, барабанщиков, улан, кирасиров. И это стало поворотным моментом, точкой отсчета в увлечении, определившем дальнейшую жизнь и род занятий. Кстати, я тогда обратил внимание, что у всех солдат мундиры были зеленые, а у казака Платова – синий, а вот почему – не мог прочесть нигде.
– Тогда литература по этой тематике не издавалась.
– Ее и сейчас-то немного, а тогда выручал самиздат. В начале 90-х мне в руки попал журнал «Цейхгауз» – он издается до сих пор, а это слово означает «вещевой склад». И вот, «порывшись» в нем, я, во-первых, понял, что не одинок в своем увлечении, а потом смог наконец узнать, почему же казаки в 1812-м носили синие мундиры.
Еще был такой специалист Владимир Звегинцов – ныне покойный, мы познакомились на празднике в Бородине в 1992 году, когда он приезжал в Россию из Парижа, куда его отец, ротмистр, эмигрировал. Звегинцов издал восьмитомник по истории русской формы. К нам в страну он попал в виде ксерокопированных толстых пачек, которые на рубеже 80–90-х стали расползаться, как тараканы – с удивительной скоростью.
– Значит, уже был интерес к этой теме?
– Я бы сказал, что тогда был интерес к старине, к периоду истории до 1917 года, который в СССР никогда широко освещен не был.
У коллекционеров главное счастье – обладать, недаром один мудрый человек сказал, что у них – «кладбище знаний»: всю жизнь по крупицам собирают информацию, которая уходит вместе с ними, что обидно.
А я стараюсь не дать пропасть тому, что знаю, потому и были написаны книги из серии «Оружие Великой войны». Могу считать, что продолжаю дело многих других людей – того же Звегинцова.
Еще в детстве я стал находить в семейном архиве фото родственников в военной форме, интересоваться отличиями, но никто не мог ответить на мои вопросы. Сейчас в сетях есть раздел «Атрибуция исторических фотографий», когда выставляются снимки своих предков с вопросом: где они служили? И по цифрам на погонах специалисты определяют полк, а запрос в Государственный исторический архив помогает узнать, где и в каком году призывался этот человек.
– Многим вы лично смогли помочь?
– Мне даже из Израиля приходило письмо с благодарностью: люди узнали о прошлом своего предка: когда твои знания кому-то помогли, это уже радует…
– Книги вы пишете об оружии, а занимаетесь изучением военной формы?
– Оговоримся сразу: оружие – принадлежность людей в форме. «Винтовки и карабины», «Ручное автоматическое оружие», «Холодное оружие», «Наградное и призовое холодное оружие», «Гранаты, химическое оружие и огнеметы» – вот названия моих книг, к выпуску готовится еще шестой том.
Я окончил институт культуры. Один мой коллега в ГИТИСе преподает сценографию, и есть спецкурс – военный костюм на сцене, а я периодически консультирую художников театра и кино, которые узнают обо мне из Интернета.
В частности, было сотрудничество со съемочной группой фильма «Анна Каренина», который снимал, в том числе и на Тульской земле, Карен Шахназаров: там есть такой ход, что Алексей Вронский и выросший Сережа Каренин встречаются во время военных действий.
– Почему вы выбрали именно этот период истории для изучения?
– Первая мировая для многих людей остается неизвестной, хотя, в меру своего образования, каждый о ней знает. Ведь  именно эта война определила облик мира, в котором мы сейчас живем. И многие политические события, происходящие в Европе, – ее эхо, следствие процессов, которые начались столетие назад.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему